Понятие и виды целевого финансирования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды целевого финансирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Государственное целевое финансирование

В соответствии с ПБУ в бухгалтерском учете коммерческих компаний отображаются сведения о бюджетных средствах, представленных в следующих видах:

  • субвенция – предоставление государственных средств местным органам власти на определенные цели с назначением срока использования. При невыполнении условий соглашения полученные вложения подлежат возврату;
  • субсидии – пособия местным органам власти, а также физическим и юридическим лицам, например, на реконструкцию недвижимости. Как правило, не подлежит возврату при нарушении условий предоставления;
  • бюджетные кредиты (исключение – отсрочки налоговых обязательств);
  • прочие формы (безвозмездные ссуды, консультации, гарантии и т. д.).

Примечание от автора! Информация о предоставленных бюджетных средствах фиксируется независимо от формы (деньги, земля, имущество и т. д.).

Целевое финансирование от государства в виде субвенций и субсидий разделяется на:

  • инвестиции, предоставляемые для капитальных расходов (например, закупка оборудования);
  • инвестиции, предоставляемые для текущих расходов (покупка МПЗ, оплата труда сотрудников и аналогичные мероприятия).

При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что должно осуществляться обязательное раскрытие следующих данных:

  • размер и форма предоставляемой государственной помощи;
  • размер бюджетного кредитования, направление расходования;
  • прочие виды помощи от государства, пользование которыми приводит к экономическим выгодам компании;
  • остатки средств государственного кредитования, не погашенные в отчетном периоде.

Cтраница 1

Целевые расходы по жилищному хозяйству ( водоснабжение, отопление, канализация, газ, освещение) не являются эксплуатационными расходами. Они учитываются отдельно и покрываются путем взимания их с квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений по существующим тарифам или в размерах фактически произведенных расходов.

Читайте также:  Можно ли построить гараж на границе участка с улицей

Некоторые целевые расходы по времени возникновения могут не совпадать с возмещением их квартиросъемщиками и арендаторами, например сезонные расходы по отоплению жилых домов. В этом случае образуется разница между расходами и сборами, которую в балансах отражают в составе статьи Прочие дебиторы или Прочие кредиторы без бухгалтерских записей.

Отчисления на целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расходов.

Отчисления на целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расходов. По роли в процессе производства различают затраты основные ( соответствуют прямым) и накладные ( соответствуют косвенным), и себестоимость ремонта отдельного объекта может быть представлена как сумма основных и накладных расходов.

В первом случае все указанные целевые расходы включаются в производственные затраты при определении подлежащей налогообложению прибыли в пределах норм, установленных для оплаты найма помещений ( см.

подп.

Раздел энергетического баланса, содержащий целевые расходы топлива и энергии, позволяет получить обобщенную оценку эффективности энергетического хозяйства — коэффициент полезного использования энергетических ресурсов.

Затраты на изготовление продукции делятся на целевые расходы и дополнительные затраты.

Рассмотрим механизм предоставления финансовой помощи на финансирование отдельных целевых расходов, осуществляемых субъектами РФ.

Рассмотрим систему показателей, относящихся к разделу целевых расходов энергетического баланса, записываемых в натуральном и условном выражениях.

Однако в этом случае непонятно, на каком основании целевые расходы по найму жилья не будут включаться в совокупный доход работника в полной сумме фактических расходов ( как это предусмотрено в Законе о подоходном налоге с физических лиц), потому что этим же пунктом Инструкции предусмотрено их нормирование в размере только 5 руб. ( 4 руб., 3 руб.) в сутки. Подход авторов основан на том, что положения Инструкции № 62 регулируют порядок учета данных сумм в составе себестоимости, а порядок учета компенсационных выплат при исчислении подоходного налога определяется исключительно нормами, установленными Законом о подоходном налоге.

Целевое финансирование

Определение 1

Целевое финансирование – это средства, которые получает предприятие из государственного бюджета на выполнение определенных целей в деятельности такого предприятия.

По сути, целевое финансирование – это помощь государства на развитие отдельных направлений деятельности организации.

Важное условие, которое должна выполнить организация, получившая такое финансирование – это использовать денежные средства строго по назначению. Соответствие понесенных затрат предприятия сопоставляется с утвержденными сметами на реализацию различных мероприятий, которые финансируются за счет государства.

Замечание 1

Исходя из практики, наибольшую долю целевого финансирования, получают предприятия агропромышленного сектора, что связано с государственными программами поддержки народного сельского хозяйства.

Целевое финансирование предприятия

Определение 1

Целевое финансирование предприятия – это получение предприятием средств на выполнение определенных программ.

Данные программы носят различный характер, но направлены они на получение определенных благ для государства и общества. Так, целевое финансирование может быть направлено на решение проблем:

  • экономического характера (развитие деятельности, реализация инновационные проектов и т.д.);
  • социального характера (создание санаториев, лечебных или образовательных учреждений, социальных столовых и т.д.);
  • сохранения окружающей среды (создание очистительных сооружений или новых способов утилизации для промышленных предприятий).

Каждое отдельное предприятие в процессе деятельности может столкнуться с невозможностью реализации своей деятельности ввиду отсутствия достаточного количества ресурсов. В таких случаях, руководство предприятия может обратиться за помощью в виде целевого финансирования.

Пример 1

Например, предприятия, которые ведут свою деятельность в научной сфере – нуждаются в обновлении оборудования для продолжения научно-экспериментальной деятельности. Предприятия химической промышленности нуждаются в дополнительных средствах защиты для работников.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Получить средства целевого финансирования, предприятие может за счет средств:

  • государственного бюджета;
  • общественных объединений и союзов;
  • благотворительных организаций;
  • других коммерческих предприятий, которые чаще всего, имеют прямую заинтересованность в решении проблем предприятия;
  • физических лиц – граждан, которые из благотворительных соображений желают предоставить финансирование предприятию;
  • иностранных предприятий, которые безвозмездно направляют целевую финансовую помощь.

Целевое финансирование в учете

Обычно в целевом порядке финансируют:

  • Конструкторские, изыскательские и исследовательские работы;

  • Капитальное строительство;

  • Различные специальные кампании или текущую деятельность (например, погашение задолженности кредиторам);

  • Техническое перевооружение производства;

  • Возмещение понесенных затрат.

Инвестирование целевых средств из любых источников оформляется соглашением, в котором отражаются все условия, являющиеся обязательными для получения и использования финансирования, а также определение четких рамок проектов и методы контроля расходования. Эти обстоятельства диктуют обособленное ведение учета (аналитического и синтетического) по каждому финансируемому проекту.

Операции по целевому финансированию и его расходованию объединены на счете 86 «Целевое финансирование» (ЦФ). По кредиту счета 86 с дебета счета 76 фиксируется поступление средств, по дебету – их использование во взаимосвязи со счетами:

  • Производства (сч. 20, 26) — при финансировании НКО;

  • Добавочного капитала (сч. 83) — при ЦФ в виде финансовых вложений;

  • Доходов будущих периодов (ДБП) на сч. 98 — при финансировании приобретения активов или текущих затрат. По факту затрат этих средств, приходящиеся на них суммы ЦФ переносятся на доходы фирмы (сч. 90/1, 91/1).

Т.е. кредитовое сальдо счета 86 указывает остаток неиспользованных целевых средств, кредитовый оборот фиксирует объем подобных поступлений, а дебетовый – использование их на запланированные нужды. Основные операции фиксируются записями:

Операции

Д/т

К/т

Поступление целевого финансирования

Использование средств ЦФ на покупку ОС, НМА, ТМЦ оплату счетов, выплату зарплаты

08,10,60,70

60, 51

Ввод приобретенных за счет ЦФ ОС или НМА в состав соответствующих активов

01,04

Отражено использование ЦФ в виде финвложений

При финансировании текущих затрат средства аккумулируются на сч. 98, а по мере их использования суммы переносятся на доходы компании

Возврат неиспользованных по назначению средств

Читайте также:  Справка о доходах работника для соцзащиты в 2023 году: как составить

Отзыв финансирования признается как образование кредиторской задолженности, подлежащей возврату. При этом ранее признанный доход от целевой помощи должен быть списан на затраты. На величину возвращаемого финансирования кредитуются счета расчетов (сч. 76), а ее превышение над сальдо неиспользованной суммы становится расходом и относится на убытки.

Целевое бюджетное финансирование в бухучёте

Дебет 86 Кредит 90-1 (91-1)– отражена экономия получателя средств целевого финансирования.

Дебет 76 субсчет «Расчеты с дольщиками» Кредит 90-1– отражена в составе доходов сумма экономии, признанная вознаграждением застройщика.

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов, пунктом 7 ПБУ 9/99, пунктом 3.1.1 Положения, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160, и рекомендован Минфином России в письме от 9 октября 2006 г. № 07-05-06/245.

Дебет 86 (76) Кредит 51 (50, 52)– перечислена инвестору сумма экономии средств целевого финансирования.

В ряде случаев в рамках получения и расходования средств целевого финансирования возможна ситуация, когда получатель тратит на предусмотренные программы меньшую сумму, чем это предусмотрено в договоре. В этом случае возможны два варианта:

  • сумма экономии остается у получателя средств целевого финансирования;
  • получатель средств целевого финансирования возвращает инвесторам образовавшуюся сумму экономии.

Ситуация: нужно ли отразить в доходах при расчете налога на прибыль сумму экономии средств негосударственного целевого финансирования, которая остается у получателя средств?

Да, нужно.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям и на условиях, предусмотренных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, не учитываются при расчете налога на прибыль при соблюдении двух условий:

  • организация – получатель средств должна организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату сотрудников, источником финансирования которой являются средства негосударственного целевого финансирования?

Да, нужно.

Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.

Страховые взносы начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Выплаты, которые финансируются за счет средств негосударственного целевого финансирования, не являются исключением, облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Учет целевого финансирования осуществляется в таких случаях:

  • Имеется достаточная уверенность в том, что порядок предоставления помощи будет соблюден предприятием.
  • У компании есть все основания полагать, что суммы будут получены.

Выполнение первого условия будет зависеть от возможностей и намерений руководства фирмы использовать помощь. Уверенность в соблюдении порядка ее предоставления определяется в процессе анализа соответствующих публичных решений, договоров, проектно-сметных и технико-экономических документов. Основания полагать, что суммы действительно поступят, обуславливаются получением достоверных сведений о передаче активов, погашении задолженности, уведомлений об ассигнованиях и так далее.

Средства целевого финансирования, полученные по основаниям, предусмотренным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, при расчете налога на прибыль в состав доходов не включайте. Это правило, в частности, относится к:

  • выделенным в пользу организации грантам;
  • инвестициям, полученным при проведении инвестиционных конкурсов;
  • инвестициям, поступившим от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
  • средствам дольщиков и инвесторов, аккумулированным на счетах организации-застройщика.

Курсовые разницы по средствам целевого финансирования в иностранной валюте относятся к доходам (расходам) в рамках целевого финансирования и не учитываются при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-03-06/1/17924).

При этом для того, чтобы полученные средства в целях расчета налога на прибыль признавались целевым финансированием, необходимо выполнение ряда условий. В частности, средства от иностранных инвесторов, поступившие на финансирование капитальных вложений, признаются целевым финансированием, только если организация использовала их в течение одного календарного года с момента получения (абз. 9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Полный перечень средств и условий их признания целевым финансированием при расчете налога на прибыль приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Для того чтобы не учитывать полученные суммы целевого финансирования при расчете налога на прибыль, необходимо выполнить два обязательных условия:

  • организация – получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Формы государственной помощи

Составляющие целевого финансирования указаны в пункте 1 статье 251 НК РФ:

  • Субсидии и бюджетные ассигнования.
  • Гранты на реализацию образовательных, культурных, научных, экологических программ, мероприятий, связанных с искусством.

Вопрос: Как отражается в учете некоммерческой организации (НКО) продажа объекта основных средств (ОС), который был приобретен за счет средств целевого финансирования и использовался для ведения уставной деятельности?
Продажная цена объекта ОС составляет 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб. Первоначальная стоимость объекта ОС составляет 650 000 руб. На дату продажи по объекту ОС начислен износ в сумме 160 000 руб.
Для целей налогообложения прибыли применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

ВАЖНО! Финансирование может обеспечиваться не только за счет денежных средств, но и за счет имущества.

Учет госфинансирования устанавливается ПБУ 13/200. Данный нормативный акт выделяет эти виды государственной помощи:

  • Субвенции – бюджетные деньги, выдаваемые на безвозмездной основе. То есть компания не должна их возвращать. Средства предоставляются на реализацию конкретных целевых расходов.
  • Субсидии – бюджетные деньги, выдаваемые на основе долевого финансирования трат.
  • Бюджетные кредиты, которые выдаются или в форме денег, или в форме имущества (земля, природные ресурсы). Они не включают в себя налоговые кредиты и отсрочки по выплате задолженностей.
Читайте также:  Заявление ЮЛ о предоставлении льготы по налогу на имущество

В бухучете нужно отражать следующие направления трат, покрываемых целевым финансированием:

  • Капитальные траты на приобретение или строительство основных средств компании.
  • Покрытие текущих трат (к ним может относиться покупка материально-производственных запасов, выплата зарплат).
  • Компенсация уже понесенных трат, включающих убытки.
  • Немедленная денежная поддержка компании в форме чрезвычайной помощи.

ВАЖНО! За расходом государственных средств строго следят контролирующие структуры. Указывать средства в бухучете нужно только в том случае, если компания точно их получит. Подтверждением получения является бюджетная роспись, соответствующие уведомления. Также организация должна быть уверена в том, что деньги будут направлены на утвержденные цели. Подтверждающие это документы: договоры, публичные решения, проектно-сметные бумаги, утвержденные руководителем.

ВНИМАНИЕ! Целевое финансирование не включает в себя различные льготы, участие государственных структур в капитале компании.

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

  • ДТ86 КТ08. Направление денег на покупку ОС и нематериальных активов.
  • ДТ86 КТ10. Направление денег на покупку материальных активов.
  • ДТ86 КТ70. Направление денег на выплату зарплат.
  • ДТ86 КТ60. Направление средств на погашение долгов перед поставщиками.
  • ДТ86 КТ51,76. Возврат денег, которые не были истрачены.
  • ДТ51 КТ86. Получение средств от государства.
  • ДТ76 КТ86. Получение средств за счет бюджетного финансирования.
  • ДТ60,76 КТ51. Применение средств, полученных безвозмездно, на покрытие текущих расходов.
  • ДТ86 КТ98-2. Отражение средств, полученных на безвозмездной основе.

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

  • 86.1. Получение денег из бюджетных источников.
  • 86.2. Получение денег из прочих источников.

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Подытоживая изложенный материал, необходимо отметить, что объем продаж — это достаточно важный показатель результативности работы торгового предприятия, его величина во многом зависит как от внутренних, так и внешних факторов. Только если субъект хозяйствования будет стараться их учесть при планировании собственной деятельности, он сможет достигнуть хороших результатов.

В торговле вопрос увеличения продаж является абсолютно обыденным. Как бы вы много не продавали сейчас, план будет всегда чуть выше. В противном случае это просто не правильный план. И самое главное, что ответ на вопрос как увеличить продажи, давно найден. Нужно просто не полениться использовать лучшие практики и наработки успешных компаний.

Средства ЦФ учитываются на пассиве счета 86 с соответствующим наименованием. Существует бухгалтерская инструкция, согласно которой счет 86 служит для обобщения данных о движении денег, которые были получены от государства. Деньги, полученные для реализации проектов, прописываются в корреспонденции со счетом 76. При использовании денег или имущества применяется корреспонденция со счетами 20 и 26. Последний счет применяют НКО.

Кредитное сальто счета 86 фиксирует неиспользованные средства. Кредитный оборот указывает на целевые поступления, дебетовый – применение средств. Рассмотрим базовые операции, связанные с целевым финансированием:

Бухгалтеру рекомендуется сформировать 2 субсчета:

Важно также правильно вести аналитический учет ЦФ. Необходимо указать источник получения средств, цели, на которые они будут направлены, условия получения денег. Требуется прописать величину дохода по каждому из видов ЦФ, а также остатки полученных средств.

Налоговый учет целевых средств и поступлений

При налогообложении прибыли не учитываются средства целевого финансирования (пп. 14. п. 1 ст. 251 НК РФ), а также целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). Подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям содержатся в статье 251 НК РФ.

Помимо названных видов поступлений бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из бюджетов субсидии двух видов: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием; субсидии на иные цели.

Субсидии первого вида не учитываются в доходах, поскольку в их отношении может быть применен подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Отметим, что такая позиция поддерживается Минфином России в письме от 29.11.10 № 03-07-11/458. А вот говоря в том же письме о субсидиях на иные цели, специалисты финансового ведомства отмечают, что порядок их учета при налогообложении прибыли зависит от правовой квалификации целей, на которые были выделены субсидии.

Правило, которое позволяет отнести бюджетные субсидии к средствам целевого финансирования, приведено в письме Минфина России от 30.05.11 № 03-07-11/151. Оно звучит так: деятельность учреждения, финансовое обеспечение которой производится за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должна осуществляться в соответствии с государственным заданием. Только в этом случае субсидии, выделенные таким учреждениям на иные цели, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются в доходах на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *