Верховный суд разъяснил, что считать моментом передачи взятки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Верховный суд разъяснил, что считать моментом передачи взятки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Взяточничество как криминально-социальное явление и обобщенное понятие группы преступлений, включенных в раздел Уголовного кодекса «преступления против государственной власти», в то же время теснейшим образом связано с другим остронегативным социальным явлением – коррупцией. Оба эти криминальные социальные явления характеризуются разовыми или постоянными фактами получения и передачи должностными лицами разного служебно-государственного уровня незаконного вознаграждения (в виде материальных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ) за их действия (бездействие) и за иное их поведение (покровительство, попустительство по службе, прикрытие криминальных структур и др.) в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.

Типовые следственные ситуации, версии и планирование расследования

При расследовании взяточничества на первоначальном и последующих этапах следственной деятельности складываются различные типовые следственные ситуации:

1) наличие аргументированных сведений об уже свершившемся взяточничестве, подкупе должностного лица, поступивших от взяткодателя и из органов дознания;

2) наличие заявлений конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и предполагаемой ее передаче;

3) сведения о предполагаемом или установленном взяточничестве и коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.

На первоначальном этапе расследования следственные версии прежде всего выдвигаются для установления того, действительно ли имело место взяточничество. Наиболее характерными при этом являются следующие версии: 1) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, вытекающих из первичных данных; 2) должностному лицу действительно были вручены тот или иной предмет, деньги, иные ценности, но не как взятка, а в связи с другими обстоятельствами и вполне правомерно (возвращение долга, дарение, выплата гонорара и т.п.), заявление же о получении взятки явилось следствием добросовестного заблуждения или оговора; 3) должностное лицо закономерно выполнило служебные действия в пользу определенного лица и не получило взятки; 4) должностное лицо не получало взятки и не выполняло никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку.

Эти версии главным образом объясняют возможные варианты прошлых событий. В некоторых же случаях, например по заявлению о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны не только объяснять уже свершившееся, но и прогнозировать наиболее вероятный исход будущих действий лиц, которые будут участвовать при задержании с поличным, а также возможное место, время и обстановку, в которых будет передана взятка.

Следственные ситуации на последующем этапе расследования обычно складываются с учетом результатов его первоначального этапа, степени продвижения вперед по пути проверки первоначальных следственных версий, а также характера отношения субъектов взяточничества к собранным доказательствам их виновности. При этом тип таких ситуаций в большей степени определяется характером отношения виновного к предъявленному ему обвинению во взяточничестве, а также степенью выяснения механизма взяточничества и коррупции (о приемах, процедурах и средствах передачи взятки, о процедуре выполненных за это действий и т.д.).

Соответственно новые следственные версии, если они появляются на этом этапе, чаще всего носят более частный характер, нежели в начале расследования, и направляются на уяснение отдельных элементов состава взяточничества и некоторых частных обстоятельств. Например, не носят ли средства взяток и подкупа криминальный характер и каков этот характер, его конкретный источник и т.д. Вместо с тем и на втором этапе расследования при установлении дополнительных, непроверенных еще обстоятельств может возникнуть необходимость в выдвижении новых версий, касающихся существа преступного деяния.

Последующий этап расследования взяточничества

Одной из наиболее сложных задач расследования уголовных дел о взяточничестве является выявление всех эпизодов преступной деятельности и их участников. Поэтому рекомендуется изучать образ жизни подозреваемых (обвиняемых) в целях определения времени, с которого уровень их материального обеспечения стал превышать легальные доходы. В этих целях ведется поиск счетов в банках, производится оценка имущества обвиняемого, членов его семьи, близких, выясняются их затраты на ведение домашнего хозяйства и определяется время, с которого доходы и расходы указанных лиц повышаются. Некоторые субъекты взяточничества, скрывая свои доходы от окружающих, вкладывают средства в коммерческие предприятия, приобретают недвижимость, средства транспорта от имени подставных лиц. Несмотря на принимаемые меры, контакты с представителями коммерческих структур, мнимыми владельцами имущества, крупные сделки не могут осуществляться бесследно. В связи с этим при допросах свидетелей из числа родственников, знакомых, сослуживцев обвиняемого необходимо выяснять факты периодических встреч, переговоров, переписки с определенными лицами, а также характер отношений таких субъектов.

У обвиняемого могут быть обнаружены акции, документы, отражающие соглашения о передаче денег и имущества в пользование, квитанции об уплате за ремонт, о выплате штрафов за нарушение правил пользования имуществом. Время крупных материальных затрат обвиняемым сопоставляется с выполняемыми им в этот период служебными операциями. Целесообразно проводить проверку деятельности обвиняемого за довольно длительные периоды, поэтому часть документации может не сохраниться. В связи с этим организуется поиск документов в других организациях, куда они направляются для сведения, контроля и хранения. Кроме этого, следует изучить все материалы ведомственных и вневедомственных проверок, проводившихся в период деятельности обвиняемого, а также документов о привлечении его к административной ответственности за должностные проступки.

Особое внимание должно уделяться анализу уголовных дел о преступлениях, совершившихся в учреждениях, где работал обвиняемый, или в организациях, так или иначе связанных с ним, а также исследованию прекращенных производством и «отказных» материалов. В процессе изучения указанных материалов и дел могут быть выявлены необоснованность выводов, сделанных по ним, а также новые факты преступлений, неизвестные следствию субъекты взяточничества, важные свидетели. В этих же целях в ряде ситуаций полезно изучать жалобы в различные органы граждан и представителей юридических лиц на действия обвиняемого и его сослуживцев.

При осмотре документов, отражающих действие, за которое передавалась взятка, необходимо обращать внимание не только на исполнителей действия, но и на лиц, подписавших и подготовивших ходатайства в пользу взяткодателя или наложивших благожелательную для него резолюцию на этом ходатайстве.

В некоторых случаях полезно выяснение связей взяткодателя, пользуясь которыми он мог склонить должностное лицо к выполнению каких-то действий за взятку. Выявление соучастников может осуществляться и путем отработки всех связей обвиняемых, как по месту работы, так и по совместному проведению свободного времени, увлечениям и т. д.

Следует обращать внимание на встречи обвиняемого перед получением взятки либо до крупных материальных затрат. В тех случаях, когда выявлены посредники и организаторы, необходимо устанавливать, какие действия и в чью пользу выполняло должностное лицо после контактов с этими лицами.

Допросы обвиняемых проводятся по тем же вопросам, что и допросы подозреваемых, однако их тактика значительно отличается. Прежде всего к моменту предъявления обвинения обычно расширяется доказательственная база, следователь более полно изучает личность обвиняемого. В соответствии с моделью предполагаемого поведения допрашиваемого избираются приемы проведения допроса. Обвиняемые, отрицая свою виновность, чаще всего ссылаются на необъективность уличающих их соучастников и свидетелей. В подобных ситуациях допрашиваемым должны предъявляться доказательства, прямо или косвенно подтверждающие достоверность показаний названных лиц. К подобным доказательствам относятся: показания свидетелей о встрече взяткодателей и взяткополучателя в определенное время в указанном месте; о появлении у взяткополучателей ценностей после названной встречи; о произведенных обвиняемым крупных материальных затрат после контакта с взяткодателем; о совпадении обстановки, описываемой взяткодателем, с реально существующей на месте преступления; о даче обвиняемым распоряжения на выполнение в пользу взяткодателя неправомерного действия или ускорении совершения правомерного. Обвиняемым могут быть предъявлены данные об обнаружении у них записей о встрече и расчетах с другими участниками преступления, а также об обнаружении во время обыска предмета взятки или упаковки. При допросе обвиняемого должны использоваться документы, отражающие отклонения от выполнения установленных правил или принятой процедуры совершения служебных операций и причастность к этому допрашиваемого. Обвиняемому может быть разъяснено значение предъявляемых доказательств для установления обстоятельств преступного события.

Обвиняемым, упорно оказывающим противодействие на каждом последующем допросе, желательно постоянно предъявлять новые доказательства их виновности. При этом целесообразно вовлекать обвиняемого в обсуждение как отдельных, так и совокупности доказательств. Могут предъявляться только доказательства ложности их показаний без предъявления фактических данных, прямо подтверждающих преступную деятельность допрашиваемого. В частности, такой прием используется для разоблачения ложного алиби. В ходе допроса обвиняемого могут варьироваться доказательства, свидетельствующие об участии в отдельном эпизоде взяточничества и систематическом занятии этой деятельностью. В последнем из названных случаев нередко используются данные о превышении материальных затрат обвиняемого над его легальными доходами. Для этого очень тщательно изучается материальный уровень жизни обвиняемого: истребуются копии лицевых счетов вкладчика в банках; справки о помесячной заработной плате; проводится оценка и составляется список расходов обвиняемого в отдельные периоды времени и т.п.

При признании вины обвиняемым во взяточничестве его показания должны быть предельно детализированы. Выясняется, на что были истрачены средства, полученные в качестве взятки; как обвиняемый объяснил появление предмета взятки своим сослуживцам, родственникам. Ответы на эти вопросы будут способствовать проверке контрверсии о невиновности обвиняемого. Следует подчеркнуть, что она проверяется во всех ситуациях, независимо от того, признает свою вину обвиняемый или нет.

Особенности тактики первоначальных следственных действий

Задержание с поличным проводится обычно в момент дачи получения взятки и реже в случаях, когда взяткополучатель не выполнил действия, за которые была дана взятка, и возвращает предмет взятки. При допросе заявителя следует выяснить место, время предстоящей передачи взятки, способ прибытия на место взяткополучателя и другие обстоятельства, знание которых позволит тщательно осуществить подготовку задержания с поличным.

Организация наблюдения и задержания взяткополучателя включает несколько этапов: подготовку; непосредственное наблюдение; задержание; личный обыск; процессуальное оформление задержания и обыска.

Реализация непосредственного задержания осуществляется оперативно розыскными сотрудниками, обеспечивающими оперативное сопровождение расследования.

Тактическая операция «Задержание с поличным» включает: осмотр меси происшествия, местности, помещений, где было осуществлено задержание, а также личный обыск подозреваемого, его допрос, допрос иных лиц, имеющих отношение к даче и получению взятки.

В тех случаях, когда заявителем является взяткодатель и предстоит передача взятки, на предмет взятки наносятся соответствующие отличительные признаки, метки.

Процедура нанесения особых отметок на предмет взятки осуществляется следующим образом. Прежде всего, деньги или ценности осматриваются и фиксируются в протоколе осмотра, после чего на предмет взятки наносятся различного рода отличительные метки. Могут применяться: разрыв упаковочного материала с оставлением его части для последующей экспертизы целого по частям; фиксирование номеров денежных купюр: нанесение иных отметок.

Факт нанесения отличительных пометок отражается в протоколе осмотра. Осмотр предмета взятки и процесс нанесения меток целесообразно зафиксировать с помощью фото- или видеосъемки.

Как правило, тактически правильно задержание осуществляется непосредственно после передачи — получения взятки, однако чтобы получатель взятки не мог возвратить ее лицу, давшему ее, немедленно следует предпринять меры, исключающие возможность общения между задержанными.

Если в операции по задержанию участвует заявитель, следует договориться с ним об условных сигналах, в том числе о том, что передача состоялась.

При задержании предпринимаются меры, исключающие выбрасывание предмета взятки.

Допрос заявителя — взяткодателя должен быть произведен сразу же после его обращения, так как следователю неизвестны причины, побудившие взяткодателя обратиться с заявлением. Поэтому тактически правильным является незамедлительное проведение допроса.

При допросе взяткодателя детально выясняются обстоятельства: знакомства с лицом, которому должна быть передана взятка, его должностное положение; место, время, способ передачи взятки (лично или через посредника); кто выполняет роль посредника; где находится кабинет должностного лица; видел ли кто-либо заявителя в организации, в которой работает должностное лицо (сотрудники, пришедшие на прием, и т.д.); за выполнение каких действий (бездействия) дана или предполагается передача взятки; не был ли взяткодатель поставлен в условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его (или других лип) прав и законных интересов: имелась ли и где находится упаковка, в которой передавалась взятка; не сохранилось ли у него что-либо от предмета взятки; каков источник получения средств для дачи взятки (снятие денежных средств с банковского вклада и т.д.); кто прямо или косвенно знает о даче взятки; мотивы добровольного заявления о даче взятки.

При допросе заявителя, не являющегося взяткодателем, выясняется: источник получения сведений о взяточничестве; кто дал, получил или посредничал во взяточничестве; в каких отношениях с ними находится заявитель; что является предметом взятки, его признаки; за совершение каких действий (бездействия) по службе была дана взятка, а также другие вопросы, вытекающие из конкретных обстоятельств.

Если дело возбуждается по сообщению должностного лица, которому была передана взятка (незаметно оставлена, переслана по почте, скрытно вручена с документами, передана родственникам или близким людям и т.д.), при его допросе выясняется: кто пытался или дал взятку, его приметы, знал ли его ранее, в каких взаимоотношениях состоял; обращался ли с ним взяткодатель по поводу выполнения или невыполнения каких-либо действий; входили ли они в полномочия должностного лица; каков установленный порядок разрешения вопроса, представляющего интерес для взяткодателя; что является предметом взятки, где она находится и при каких обстоятельствах была передана.

Особенностью допросов по делам о взяточничестве являются их конкретность и детализация показаний. При расследовании мелкие подробности могут иметь решающее значение для разоблачения взяточника, так как их могут знать лишь участники преступления. Кроме того, максимально детализированные сведения, полученные при допросе, предупреждают отказ от показаний или их изменение.

Одним из эффективных средств на начальном этапе является обыск. С учетом конкретных обстоятельств следователь принимает решение об одновременном проведении обыска у лиц, причастных к взяточничеству: в рабочих кабинетах (офисах) взяткополучателя, взяткодателя, посредника, в жилых помещениях и других местах, где могут находиться искомые объекты. Основные цели обыска: обнаружение предмета взятки; его упаковки; документов, указывающих о заинтересованности участников взяточничества в совершении (несовершении) действий в интересах взяткодателя; материалы, указывающие на получение взяток, их характер, размер; документы, свидетельствующие об источнике извлечения средств для дачи взятки.

Читайте также:  Сумма по военной ипотеке в 2023 году + ТОП 10 банков

Личный обыск является неотъемлемой частью тактической операции по задержанию с поличным. Однако он проводится и в случаях задержания вне тактической операции. Во всех случаях на месте задержания или непосредственно после задержания должен быть произведен предварительный беглый обыск (путем ощупывания одежды). Второй этап личного обыска — детальный обыск, который проводится более тщательно. Личный обыск проводится с целью отыскать предмет взятки; его упаковку; обнаружить документы, связанные с дачей и получением взятки (о связях, взаимоотношениях взяточников, выполнением действий в интересах взяткодателя).

При осмотре во время личного обыска различных объектов могут быть обнаружены разнообразные записи и предметы, имеющие отношение к взяточничеству. Особое внимание должно быть обращено на последовательность расположения в карманах и тому подобных местах предметов (снизу, вверху), их состояние, а также записные книжки, письма, в которых могут иметься зашифрованные записи.

Обыскиваемый с целью избавления от изобличающих его предметов и документов может выбросить их, незаметно положить в карманы лиц, присутст вующих при обыске (в том числе обыскивающего), уничтожить и г.д.

Лиц, которых следователю приходится допрашивать в качестве подозреваемых и обвиняемых, можно разделить на три группы: а) взяткодатели; б) посредники и в) взяткополучатели. Опыт свидетельствует, что допрос целесообразно проводить именно в такой последовательности. Однако в каждом случае следует обдумать последовательность допроса, так как каждая из указанных групп не однородна. Так, применительно к взяткодателям имеет значение, в чьих интересах они действовали; для посредников — действовали ли они по указанию руководителей, частных лиц, использовали ли свое должностное (служебное) положение (обычное либо ответственное); для взяткополучателей — имело ли место вымогательство.

Допрос подозреваемых и обвиняемых характеризуется рядом особенностей. Он должен быть по возможности тщательно подготовлен. Даже к допросу подозреваемого следователь располагает определенными данными о преступной деятельности с учетом информации, содержащейся в материалах, собранных в ходе предварительной проверки, в том числе осуществленной оперативно-розыскными органами, а также сведений, собранных в процессе проведения неотложных следственных действий.

Учитывая, что допрашиваемыми являются должностные лица, при подготовке особое внимание должно быть уделено собиранию сведений о личности и приемов использования доказательств для получения правдивых показаний.

Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

Вместо документации заказчики теперь будут готовить только извещение в структурированной форме в ЕИС с обязательными приложениями. Упоминание документации в оптимизационном законе осталось только в отношении закрытых закупок. Закупочных документов станет больше и электронных и бумажных. Ведь чтобы хранить документы по правилам, нужно будет распечатать из ЕИС извещение со всеми приложениями. И каждое приложение завизировать вручную или реквизитами КЭП.

Ответственность за корректный состав приложений теперь будет нести не тот, кто утвердит извещение, а тот, кто подписал его своей КЭП в ЕИС. То есть не руководитель заказчика, а контрактный управляющий. Это — повод внести изменения в приказы учреждения. Но в первую очередь нужно определиться с составом извещений: что теперь вы в них включите.

Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.

Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.

В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.

С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.

Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.

В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.

Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января

ВНИМАНИЕ!

Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.

В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.

До 1 января нужно включить в приказ закупочного подразделения обязательный срок хранения документов о закупках

ВНИМАНИЕ!

В задание включили основные документы для хранения, но перечень не исчерпывающий.
Сейчас на бумаге нужно хранить как минимум: конкурсную документацию, ее разъяснения и изменения, заявки, аудиозапись вскрытия конвертов, протоколы (ч. 15 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). А еще документацию о закрытом аукционе, заявки, поданные на участие в закрытой процедуре, протоколы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ).
Также нужно обеспечить сохранность планов-графиков, документов, составленных в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса предложений и котировок. Хранят журналы регистрации представителей участников закупок, прибывших на процедуру вскрытия конвертов с заявками.
Контракты, заключенные по итогам закупок, нужно хранить пять лет с того момента, как их исполнили или расторгли.
С нового года все эти документы вы продолжаете хранить, но минимальный срок хранения составляет 6 лет.

С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

  • 06/2020 — по основным средствам;
  • 26/2020 — по капитальным вложениям;
  • 27/2021 — по документообороту;
  • 25/2018 — по аренде.

Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

  • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
  • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:

  • в текущем году — 15 дней;
  • в следующем году — 10 дней;
  • с 2023 года — 7 дней.

Для остальных поставщиков:

  • сейчас — 30 дней;
  • в 2022 году — 15 дней;
  • с 2023 года — 10 дней.

Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.

При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.

Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.

Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.

Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.

Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:

  • у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
  • у региональных гарантийных организаций;
  • в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).

Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.

Темпы прироста ВВП в 2022 году будут близки к нулевым, в 2023 году — ускорятся до 3,5–4,5%, а к концу прогнозного горизонта вернутся к значениям, близким к потенциальному росту. Влияние устойчивых факторов инфляции снизится раньше, чем в базовом сценарии, что сделает целесообразным смягчение ДКП в момент ухудшения эпидемической ситуации. В дальнейшем денежно-кредитная политика будет оставаться в целом нейтральной.

В 2022 году более активный рост в мировой экономике окажет дополнительную поддержку и ВВП России. Однако сопровождающее этот рост повышение устойчивого инфляционного давления в мире вызовет более быстрое прекращение стимулирующей политики в крупнейших странах, чем предполагается в базовом сценарии. Повышенный уровень мировой инфляции и глобальных процентных ставок потребует от Банка России проведения более жесткой ДКП, чем в базовом сценарии, для возвращения инфляции к цели во второй половине прогнозного периода.

Читайте также:  Сроки уплаты налогов и взносов в 2023 году

Другой комментарий к Ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления — взятка. Взятка имеет имущественную природу. Она может быть выражена в деньгах (рублях и иностранной валюте), ценных бумагах, ином имуществе (любые вещи), имущественных правах или услугах имущественного характера, т.е. оказываемых безвозмездно, но подлежащих оплате услугах (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.) и оплачиваемых третьим лицом нелегальных услугах (например, в сфере сексуальных отношений). Услугой имущественного характера является также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим лицом, отвечающим признакам субъекта преступления; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»); в) фактическое принятие взятки посредником (действия которого квалифицируются по ст. 291.1 УК РФ) с последующей передачей ее лицам, указанным ранее.

3. Взятка получается за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:

а) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально — в отрыве от факта получения за них взятки — являются правомерными;

б) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения в широком смысле слова;

в) общее покровительство — это действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

г) попустительство по службе — это непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).

4. Действия (бездействие) лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот — что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

5. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

6. Квалифицированным получением взятки (ч. 2) является ее получение в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

7. Особо квалифицированный состав наличествует в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 3). Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 290 УК РФ и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление.

8. В ч. 4 ст. 290 УК РФ особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного — занятие им государственной должности РФ или субъекта федерации либо главы органа местного самоуправления. Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 4 ст. 290 УК РФ.

9. В ч. 5 ст. 290 УК РФ предусмотрены также иные особо квалифицирующие признаки. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в ее получении принимали участие несколько лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, достигших об этом предварительного соглашения (п. «а» ч. 5). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое такое лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

По смыслу закона организованная группа создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо лиц, отвечающих признакам субъекта преступления, могут входить лица, не являющиеся таковыми; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

10. Вымогательство взятки (п. «б» ч. 5) — это требование лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

11. Крупный размер взятки (п. «в» ч. 5) определяется в примечании 1 к ст. 290 УК РФ.

12. В ч. 6 ст. 290 УК РФ речь идет о получении взятки в особо крупном размере (примечание 1 к ст. 290 УК РФ).

13. Следует отметить, что в случае, если фактически полученная взяткополучателем сумма не составляет значительного, крупного или особо крупного размера, однако установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки именно в таком размере, то содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по ч. 2, п. «в» ч. 5 или ч. 6 ст. 290 УК РФ соответственно (без ссылки на ст. 30 УК РФ).

14. Кроме российских должностных лиц ответственности за получение взятки подлежат также иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации (примечание 2 к ст. 290 УК РФ).

Наказание за мелкое взяточничество

Как показывает практика, в последние годы способы дачи-получения взяток стали более замаскированы и технологичны.

Для маскировки расследуемых контактов оформление и непосредственное выполнение желаемых действий поручается другим работникам, нередко не подозревающим о преступлении.

Обнаружение трупа новорожденного. Может быть совершено матерью или кем-то из близких людей. Часты инсценировки под несчастный случай или естественную смерть.

Нередко с предполагаемым взяткополучателем стремятся завязать внеслужебные отношения, оказать ему какую-то услугу, другим образом добиться его расположения. Иногда должностным лицам намекают на возможность вознаграждения за выполнение желаемых действий или прямо сообщают об этом, чтобы проверить, какая последует реакция. Наконец, на подготовительном этапе избираются место, время, предмет взятки.

Keywords: identification, documentation, corruption, bribery, operative-search activity, operative-search activity, subject of the bribe, methods of giving and receiving bribes.

Способы совершения взяточничества

Способы взяточничества легче всего описывать в зависимости от того, кто является инициатором этого деяния. В тех случаях, когда взятка передается по инициативе взяткодателя, подготовительные действия чаще всего заключаются в сборе сведений о должностном лице, поисках контактов с ним. Нередко с предполагаемым взяткополучателем стремятся завязать внеслужебные отношения, оказать ему какую-то услугу, другим образом добиться его расположения. Иногда должностным лицам намекают на возможность вознаграждения за выполнение желаемых действий или прямо сообщают об этом, чтобы проверить, какая последует реакция. Наконец, на подготовительном этапе избираются место, время, предмет взятки.

В ситуациях, когда инициатором является взяткополучатель, принимаются различные меры по замедлению выполнения требуемых действий, созданию для просителей каких-нибудь препятствий и т.д. Эти операции сопровождаются намеками или неприкрытыми требованиями незаконного вознаграждения, высказываемыми лично должностным лицом или через посредников.

Действия непосредственно по передаче взятки могут совершаться в период личного контакта взяткодателя или без такового. В последнем случае взятка передается через посредников, пересылается по почте, деньги вносятся на счета взяткополучателя, приобретается ценное имущество нередко на подставных лиц. Встречаются случаи оказания взаимных услуг одновременно и взяткодателем, и взяткополучателем. Например, следователь прекращает уголовное дело в ответ на незаконный прием его родственника в учебное заведение. В тех случаях, когда деятельность субъектов взяточничества носит длящийся или продолжаемый характер, способы совершения преступления могут варьироваться. Чаще всего они повторяются в основных признаках.

Такой элемент способа взяточничества, как сокрытие, включает прежде всего действия по маскировке планируемого или совершаемого деяния. Приемы маскировки заключаются в использовании благоприятной обстановки для передачи взятки. Субъекты стремятся использовать такие условия, при которых о совершаемом деянии не станет известно органам расследования или лицам, могущим сообщить о преступлении. Для этого скрываются контакты взяткодателей, взяткополучателей и посредников. Их встречи проводятся без свидетелей или в кругу надежных лиц. Иногда маскируется цель встречи или ее стремятся представить как случайную либо вполне правомерную. Для маскировки расследуемых контактов оформление и непосредственное выполнение желаемых действий поручается другим работникам, нередко не подозревающим о преступлении.

В ситуациях, когда названные действия носят явно незаконный характер, они совершаются в обход лиц, которые могут установить противоправность выполняемой операции. При этом взяткополучатель сам совершает какие-то действия или поручает их менее принципиальным сослуживцам. В некоторых случаях, особенно при необходимости выполнения действий явно противоправного характера, взяткополучатели прибегают к фальсификации документов, отражающих незаконные операции. Подобные документы нередко хранятся с нарушением установленных правил, уничтожаются раньше сроков или изымаются из архивов и укрываются в тайниках.

В большинстве случаев взяткополучатели после начала расследования не только не прекращают противодействия, но и повышают его интенсивность. Кроме уже названных действий по уничтожению, маскировке и фальсификации документов, субъекты взяточничества пытаются ограничить доступ следствия к информации о совершенном преступлении. Они отказываются выдать требуемую документацию, уклоняются от участия в расследовании сами, а иногда стремятся воспрепятствовать допросу лиц, которые могут дать показания об обстоятельствах преступного события.

На свидетелей, взяткодателей, посредников и самих работников органов расследования оказывается давление, чтобы воспрепятствовать установлению объективной истины. Оно может осуществляться в различных формах при непосредственном контакте с перечисленными лицами или через других субъектов. Субъекты взяточничества, используя свое должностное и общественное положение, через руководителей различных органов государственной власти, в том числе и правоохранительных, нередко пытаются заставить следователя принять незаконное решение вопреки собранным доказательствам. Диапазон применяемых для этого уловок достаточно широк — от уговоров и угроз в отношении субъектов расследования до их компрометации, шантажа, незаконного воздействия на близких и даже физического насилия. Кроме того, взяточники стремятся скрыть имущество, полученное ими или приобретенное на средства, добытые преступным путем.

Более того, субъекты ведут внешне скромный, замкнутый образ жизни, не показывая, что они имеют средства, значительно превышающие их официальные доходы. Они либо хранят деньги и ценности в тайниках, на счетах в банках, либо приобретают дорогостоящее имущество на подставных лиц. Субъекты, которые не проявляют подобной осторожности, после начала расследования пытаются укрыть названное имущество в тайниках, у родственников, знакомых.

Взяткодатель — это любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Его должностное положение и профессия для квалификации преступления значения не имеют. По нашим наблюдениям, личность взяткодателя, как правило, не исследуется, поскольку чаще всего уголовное преследование в отношении его (при наличии его добровольного заявления или вымогательства) прекращается на основании примечания к ст. 291 УК РФ. В деле в дальнейшем он фигурирует как свидетель, а исследования личности этой процессуальный фигуры закон не требует. Действительно, с уголовно-правовой и уголовно-процессуальной точек зрения личность взяткодателя не представляет интереса, и его характеристика перестает быть обстоятельством, подлежащим доказыванию (ст. 73 УПК РФ). В то же время с криминалистической позиции она требует изучения, поскольку полученные при этом сведения, в частности биографические, могут дать информацию, необходимую для выдвижения версий относительно способа взяточничества, предмета взятки, целей и мотивов дачи взятки, места и времени совершения преступления и др.

Кроме установочных данных о взяткодателе выясняется следующее:

  • как давно знает взяткополучателя, при каких обстоятельствах познакомился с ним, кто явился инициатором знакомства;
  • имеют ли общих знакомых, способствовал ли кто-либо знакомству и почему;
  • каков характер их взаимоотношений (официальные, дружеские, неприязненные);
  • как часто общаются, проводят ли вместе свободное время, посещают ли друг друга дома, знакомы ли между собою члены семей;
  • приходилось ли делать подарки, по какому поводу, какие именно, на какую сумму;
  • изменились ли их взаимоотношения после получения взяткополучателем взятки;
  • почему решил сделать заявление о даче взятки;
  • если в преступлении участвовали соучастники, то почему прибег к их услугам, пытался ли сам установить контакт со взяткополучателем, почему это не удалось.

Выясняются и другие обстоятельства, свидетельствующие о характере взаимоотношений взяткодателя и взяткополучателя, которые могут быть положены в основу построения версий о возможном оговоре должностного лица, об ошибке заявителя относительно намерений и др.

Характеристики личности соучастников взяткополучателя и взяткодателя могут в ряде случаев иметь криминалистическое значение. Кроме биографических данных следует устанавливать:

отношения соучастников со взяткодателем и взяткополучателем, как давно знакомы, при каких обстоятельствах произошло знакомство, связано ли оно с преступной деятельностью;
наличие инициативы соучастника в оказании содействия взяточничеству (установление контакта между субъектами, выбор предмета взятки и содействие в его приобретении или изыскании средств на его приобретение, предоставление *помещения и организация безопасных условий приема-передачи взятки и др.);
использовал ли соучастник при оказании содействия взяточничеству свои связи по месту жительства, работы, учебы, родственные или дружеские отношения со взяткодателем или взяткополучателем,
другие обстоятельства, имеющие отношение к предмету доказывания[2].

Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании взяточничества

  • факт дачи должностному лицу взятки и получение ее им за совершение или не совершение обусловленных договоренностью действий в интересах взяткодателя либо за склонение к удовлетворению интересов последнего другое должностное лицо;
  • место, время, способ передачи взятки, включая меры по ее маскировке;
  • предмет взятки;
  • добровольность обращения с заявлением о даче взятки, ее вымогательстве;
  • ущерб, причиненный взяточничеством;
  • должностное лицо при получении взятки, при даче взятки и посредничестве во взяточничестве — иное лицо, достигшее уголовно наказуемого возраста;
  • направленность умысла — понимание незаконности дачи, передачи и получения взятки; мотив: корысть, удовлетворение личных, общественных интересов;
  • обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину; причины и условия, способствующие совершению преступления;
  • взаимоотношения между субъектами преступления — обстоятельства знакомства, установления контакта, способы формирования и поддержания взаимоотношений (для пресечения возможного ложного алиби о взятии денег в долг и т.п.);
  • интерес взяткодателя, который он хотел удовлетворить за счет дачи взятки;
  • факт сговора относительно дачи-получения взятки; роль инициатора и других лиц;
  • источники добывания предмета взятки (получение в долг, снятие денег в банке и т.п.).;
  • использование взяткодателем или иным лицом, в чьих интересах он действовал, результатов дачи взятки;
  • деятельность должностного лица, выполненная или не выполненная за взятку, меры по ее сокрытию (компетенция, возможность выполнить данные действия самому или привлечь к этому других лиц, их должностное положение и полномочия); каков порядок выполнения этой деятельности, регламентирующие ее правила; действия должностного лица в отношении данного события, допущенные им отступления от установленного порядка; должностные лица, обязанные контролировать правильность расследуемой деятельности; нормативный порядок контроля и его фактическое состояние;
  • точное наименование, ведомственная принадлежность места работы взяткополучателя; предмет, цель деятельности; связь с подразделениями и с другими организациями; схема руководства; условия и порядок работы; нормативы, регулирующие деятельность;
  • занимаемая взяткодателем должность; период работы в ней; соблюдение требований при назначении на должность, круг обязанностей и полномочия; нормативные материалы, регулирующие его деятельность;
  • признаки вымогательства взятки: наличие в деятельности должностного лица, предшествующей выполненной за взятку, признаков сознательного неправомерного ущемления законных интересов взяткодателя, причинения ему вреда или угрозы этого; осуществление неправомерных действий, провоцирующих дачу взятки;

Осмотр места происшествия

Осмотр места происшествия имеет своей целью уточнение обстановки в которой происходила или происходит передача взятки. Основной задачей осмотра является фиксация следов пребывания субъектов взяточничества в месте передачи взятки, обнаружение предмета взятки или его части, упаковочных материалов, конвертов и др. Обнаруженные в ходе осмотра предметы и документы подвергаются более детальному осмотру. При этом в ходе осмотра документов особое внимание обращается на документы содержащие сведения и свидетельствующие :

  • о незаконности действий (бездействия) должностного лица;
  • об упрощенной процедуре, принятия решения, о несправедливом прохождении документов через секретариат, канцелярию и др. отделы (например, принятие решения о предоставлении налоговых льгот без анализа финансового состояния плательщика и прогноза основных показателей его деятельности, отсутствие на документе штампа о регистрации и т.д.);
  • о фальсификации и подложности документов (полностью или частично фальсифицированные расписки, справки, чеки, квитанции и т.д.);
  • о сумме разовой взятки или объеме систематического подкупа (осмотр трудовых соглашений, актов приемки выполненных работ, лицевых счетов, сберегательных книжек и т.д.);
  • об обстоятельствах, создавших условия для возможности вымогательства взяток и способствующих взяточничеству (например, увеличение перечня требований по первоочередному предоставлению кредитов, произвольное толкование правил постановки на налоговый учет, запущенный учет, неправильный подбор кадров и др.).

Комментарий к Ст. 291 Уголовного кодекса

1. Признаки данного состава преступления связаны с соответствующими признаками состава получения взятки (ст. 290 УК).

2. Объективная сторона дачи взятки предполагает альтернативно возможные варианты: а) дачу взятки лично должностному лицу; б) передачу взятки родным или близким должностного лица с его согласия или если оно не возражало против этого; в) передачу взятки посреднику с последующей передачей взятки должностному лицу, его родным или близким; г) передачу взятки любому иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

3. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем (должностным лицом, его родными или близкими, иными лицами) хотя бы части передаваемых ценностей, иные варианты окончания преступления раскрываются в п. 10 — 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24. Если передача взятки не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, лицо отказалось принять взятку либо посредник не смог ее передать), содеянное образует покушение на дачу взятки (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

4. Квалифицирующие признаки состава преступления (ч. 2 — 5) содержательно совпадают с соответствующими признаками ст. 290 УК.

5. Примечание к ст. 291 УК позволяет освободить от уголовной ответственности лицо, давшее взятку, если оно отвечает двум условиям: а) активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления; б) альтернативно либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (см. также п. 29 — 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24).

Взятка 500 тысяч рублей наказание тому кто дал

Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом.

Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей.

Какие сделки являются контролируемыми

Чтобы понять, относится ли сделка к контролируемым, необходимо проанализировать следующие факторы: характер отношений между участниками сделки, доход по сделке, налоговый режим компаний, а также вид хозяйственной деятельности.

Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон, то есть возможность влиять на результаты деятельности и принятие решений.

Налоговое законодательство (ст. 105.14 НК РФ) условно делит контролируемые сделки на виды:

  1. Сделки между взаимозависимыми (аффилированными) лицами.
  2. Хозяйственные операции, приравненные к сделкам между аффилированными субъектами.
  3. Сделки, которые приобрели статус контролируемых вследствие вынесения судебного решения в споре с ФНС РФ.

Взяточничество и смежные составы преступлений

В г. Коррумпированы ли правоохранительные органы в Санкт-Петербурге? Расследование взяточничества. Организация и методика расследования взяточничества. Методическое пособие. В соавторстве. Поскольку понятие взяточничество объединяет одновременно два состава — дачу и получение взятки, то субъектами преступления являются взяткодатель, взяткополучатель, соучастники взяткодателя и соучастники взяткополучателя.

По деятельности и умыслу взяткополучателя определяется оконченность состава преступления взяткодателя и соучастников. Законодатель, определяя понятие должностного лица в примечании к ст.

Представителями власти являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Такое понимание представителя власти вытекает из примечания к ст.

No Функцию контроля выполняют инспекторы и контролеры государственных служб и надзоров, обеспечивающих безопасность и соблюдение установленных норм и правил в различных сферах жизни общества. Например: государственные инспекторы по охране природы, государственные ветеринарные инспекторы, главные государственные санитарные врачи, государственные инспекторы по энергетическому надзору, лесничие, лесники и др.

Уместно заметить, что в целом ряде случаев в правовых актах имеется указание на то, что орган наделен полномочиями по отношению к широкому кругу субъектов либо лицо, занимающее конкретную должность, является представителем власти. В соответствии со ст. Субъектом взяточничества может являться должностное лицо, находящееся на службе в государственном или муниципальном учреждении.

В данном случае речь идет об учреждениях, созданных государством или органом местного самоуправления. Важно заметить, что каждое лицо, входящее в состав коллегиального органа и правомочное участвовать в принятии решения, признается должностным. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что в ч. Должностные лица могут выполнять свои функции как постоянно, так и временно либо по специальному полномочию.

Содеянное им квалифицируется как мошенничество или иное преступление в зависимости от обстоятельств его совершения. Из вышеизложенного следует, что, несмотря на достаточно полное определение должностного лица в уголовном законе, не всегда возможно однозначно решить, является ли10 лицо, привлекаемое к ответственности за взяточничество, должностным. В противном случае невозможно правильно оценить имеющиеся материалы с точки зрения наличия основания для возбуждения уголовного дела о взяточничестве.

В таких случаях должно быть установлено, за какую именно деятельность получено вознаграждение, так как от этого зависит принятие решения о возбуждении уголовного дела.

Обязательным является установление, в каком государственном органе, государственном или муниципальном учреждении, органе местного самоуправления работает лицо. В подтверждение этого обстоятельства к материалам уголовного дела приобщаются нормативные акты, на основании которых осуществляет свою деятельность орган или учреждение.

От обязанности представлять декларацию и справку в настоящее время освобождены военнослужащие и судьи федеральных судов;. В нем хранятся почти все документы, перечисленные выше, а также иные, характеризующие личность служащего;. При расследовании и рассмотрении дела по существу не должна допускаться односторонность в исследовании личности взяткополучателя, поэтому важны сбор и анализ всех характеризующих его данных.

Взяткодатель — это любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Его должностное положение и профессия для квалификации преступления значения не имеют. По нашим наблюдениям, личность взяткодателя, как правило, не исследуется, поскольку чаще всего уголовное преследование в отношении его при наличии его добровольного заявления или вымогательства прекращается на основании примечания к ст. Эти обстоятельства могут быть использованы для уяснения обстоятельств совершения преступления и защиты должностного лица от ложного обвинения.

Характеристики личности соучастников взяткополучателя и взяткодателя могут в ряде случаев иметь криминалистическое значение. Кроме биографических данных целесообразно устанавливать:. В чем заключались интересы субъектов взяточничества, каковы их цели и мотивы, за что была передана взятка. Имеются ли смягчающие и отягчающие ответственность виновных лиц обстоятельства, предусмотренные ст. Имеются ли обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния.

Имелось ли добровольное заявление взяткодателя о совершенном или готовящемся преступлении. Каковы причины и условия, способствовавшие взяточничеству. Как характеризуется обстановка совершения преступления. Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и др.

Имущественные выгоды, деньги, иные материальные ценности могут быть предоставлены, материальные услуги оказаны не только самому должностному лицу, но и его родным и близким. В ходе расследования и судебного разбирательства должны быть добыты доказательства того, что должностное лицо знало об этом, не возражало против этого и использовало свои служебные полномочия в интересах взяткодателя.

Предметом взятки могут служить также ценные бумаги, недвижимость, приобретенная для взяткополучателя и его семьи, в частности за рубежом, и др. Установление размера взятки в стоимостном выражении обязательно и в случае, если взятка заключалась в предоставлении услуг.

Уместно напомнить, что закон не определяет минимального размера взятки, т. Во-первых, указанная норма Гражданского кодекса РФ не применима к должностным лицам. В соответствии с п. Муниципальным служащим также запрещено получение каких-либо подарков ст. Невероятным с позиции обыденных норм поведения в обществе представляется принятие денег государственным служащим от незнакомого человека в служебном кабинете. Эти обстоятельства одаривания непременно должны проверяться следствием и судом при проверке версии преподнесения подарка.

Кроме того, следует помнить, что подарки не дарятся скрытно, не оставляются на рабочем месте должностного лица инкогнито, не вкладываются в служебные бумаги и так далее. Разумеется, никогда не следует доходить до абсурда, и единичные случаи преподнесения мелких подарков — цветов, конфет и бутылок коньяка — следует рассматривать как малозначительные деяния, не образующие состава преступления: ни дачи, ни получения взятки. Достаточно важным обстоятельством, подлежащим установлению, является источник средств на приобретение или оплату предмета взятки.

Здесь налицо неправомерное получение средств. В этом случае исследуется преступная деятельность взяткодателя, и уголовное дело или материал в отношении его могут быть выделены в отдельное производство в порядке п.

Источником средств могут быть деньги и имущество, полученные в качестве взяток от подчиненных и подконтрольных лиц. Возможны и другие источники, но мы остановились лишь на наиболее часто встречающихся на практике. Если предмет взятки передан ранее, до получения сообщения о преступлении, либо спрятан взяткополучателем, то его поиск осуществляется путем проведения обыска, и обнаружение предмета взятки фиксируется в протоколе обыска.

В случаях, когда достоверно известно место нахождения предмета, он может быть изъят в ходе выемки. В ходе допроса устанавливается его наименование, качество, индивидуальные особенности, стоимость и другие характеристики, по которым он может быть определен при поиске. Важно выяснить и то, как мог измениться предмет взятки за то время, пока он находился у взяткополучателя, или как был использован им. С момента вручения взятки до возбуждения уголовно дела прошло более двух лет, в течение которых шуба была дважды отремонтирована в ателье перешиты пуговицы, заменены манжеты, вшита меховая вставка на правую полочку.

Дача взятки (ст.291 УК РФ): состав преступления

С древнейших времен власть и коррупция были неразделимы. На протяжении всей истории параллельно эволюции государства происходила эволюция коррупции. Если на заре становления государственности плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма, то впоследствии, при усложнении государственного аппарата, профессиональные чиновники стали официально получать только фиксированный доход — что означало переход взяток в область теневой экономики. Первое упоминание о коррупции и, соответственно, борьбе с ней можно отнести ко второй половине XXIV в. Однако борьба с коррупцией в Древнем мире обычно не приносила желаемых результатов, особенно в восточных деспотиях. Своего апогея коррупция достигла в эпоху упадка античности в Римской империи — и стала одной из причин ее крушения. Мир менялся, менялись и масштабы коррупции. Глобализация и становление мирового хозяйства позволили коррупции выйти на международный уровень и стать одним из наиболее массовых и опасных явлений современности [2].

Возможные способы дачи ценностей: перечисление денег на счет, Объект : в результате совершения преступления в виде дачи взятки Так, например , за взяточничество в особо крупном размере гражданин может быть лишён свободы сроком на 8—15 лет. АК «Судебный адвокат».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *