Статья 7.1 Самовольное занятие земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7.1 Самовольное занятие земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Какой вообще забор законно устанавливать?

Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.

Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.

Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.

Меры предосторожности

Чтобы избежать штрафов за нарушение земельного законодательства, Росреестр рекомендует:

1. Проверить наличие правоустанавливающих документов на земельный участок — это договоры купли-продажи, дарения, мены. Если документов на участок нет, нужно оформить право на землю, зарегистрировав его в Росреестре;

2. Проверить наличие регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);

3. Использовать земельный участок только в установленных границах, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4. Убедиться, что фактически используемая площадь не превышает площадь, указанную в правоустанавливающем документе;

5. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Информация о них указана в выписке из ЕГРН.

Самовольный захват земли общего пользования – последствия

Факты нарушения правил использования земель общего пользования (незаконное использование), в том числе, самовольное занятие земельного участка, расследуются государственными федеральными инспекторами. Они специализируются на охране и на использовании тех земельных участков, которые есть в Росреестре.

Что является фактическим самозахватом? Нарушение регламентируется статьей «Самовольное занятие земли». В соответствии с ее нормами, занятие земель общего пользования по собственной воле в обстоятельствах, в которых отсутствуют необходимые документы, либо документы, подтверждающие наличие права ведения хозяйственной деятельности – нарушение, которое квалифицируется как административное.

Что грозит гражданину за самозахват земли? Предусмотрено наказание в виде штрафа.

Таблица штрафов (данные за 2022 год)

Лицо

Размер штрафа

Физическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 рублей

Должностное лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей

Юридическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка)

от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей

Физическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка)

От 5 000 до 10 000 рублей

Должностное лицо (если не определена стоимость кадастрового участка)

От 20 000 до 50 000 рублей

Юридическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка)

От 100 000 до 200 000 рублей.

Владение земельными наделами может осуществляться гражданами и юрлицами на постоянной и временной основе, за плату или безвозмездно. Среди правовых и законных оснований для получения прав на землю можно выделить:

  • выделение земельных участков во временное арендное пользование;
  • приобретение надела в собственность по договору купли-продажи;
  • получение земли по наследству;
  • выкуп земли у государства или муниципалитета по итогам аукциона;
  • иные основания, перечисленные в ЗК РФ и ГК РФ.

В каждом из перечисленных случаев постоянный или временный владелец участка приобретает право на защиту своего права от противоправных действий третьих лиц. Эта защита может осуществляться и от самовольного занятия земельного участка.

Исходя из норм ЗК РФ и гражданского законодательства, под самовольным занятием земли понимаются следующие ситуации:

  1. противозаконные действия владельца земли, направленные на расширение площади своего участка – вынесение элементов ограждения на границу своего надела, перенос межевых знаков на чужую территорию;
  2. вынесение части здания или строения на чужую территорию, либо нелегальное строительство на чужой земле;
  3. размещение имущества на чужом земельном наделе без согласия надлежащего собственника;
  4. эксплуатация участка без наличия правоустанавливающих документов;
  5. использование земли для коммерческих целей без оформления предпринимательской деятельности или специальной разрешительной документации.

Ответственность за самозахват: гражданская, административная, уголовная

Нередко правонарушители пытаются самовольно захватить и застроить землю в надежде, что со временем удастся оформить эту недвижимость на себя. Но, как показывает практика, легально получить чужой участок без согласия собственника невозможно, а захватчику рано или поздно приходится нести ответственность за нарушение закона. Прежде всего стоит помнить о гражданско-правовых последствиях:

  1. Невозможность законно пользоваться участком земли, осуществлять на нем строительство (застройку), использовать его в коммерческих целях и проводить сделки с самозанятым участком.
  2. Обязанность нарушителя покинуть самозахваченную территорию по требованию собственника, а также возместить причиненный вред и провести за свой счет все работы, позволяющие вернуть участку состояние, пригодное для дальнейшего использования земли (статья 76 ЗК РФ). К таким видам работ относятся: снос нелегальных построек, очистка от загрязнений, восстановление ограждения и межевых знаков.
  3. Обязанность компенсировать владельцу убытки и выплатить собственнику сумму, аналогичную полученной от участка прибыли.

Важным условием является то, что сам правонарушитель не имеет права претендовать на возмещение понесенных убытков, например, на возмещение ему стоимости нелегальных построек на самозахваченном участке (статья 222 ГК РФ).

Одновременно с вышеперечисленными последствиями за несанкционированную эксплуатацию занятой территории нарушителю будет грозить административное наказание — денежный штраф. Размер взыскания зависит от того, кем является правонарушитель. К ответственности за самозахват могут быть привлечены:

  • граждане, то есть физические лица, не занимающие государственную должность и не являющиеся индивидуальным предпринимателем;
  • должностное лицо — представитель органов власти, занимающий должность в государственных организациях;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели.
Читайте также:  Может ли несовершеннолетний отказаться от наследства?

Какой могут выписать штраф?

Штраф за самозахват земли предусмотрен ст. 7.1 КоАП. Если определена кадастровая стоимость земельного участка, его размер составляет:

  • для простых граждан – 1-1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 1,5-2% кадастровой стоимости участка, но не менее 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-3% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость участка не определена, размер штрафа следующий:

  • для простых граждан – 5-10 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 20-50 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – 100-200 тыс. руб.

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват. Это означает, что захватчики:

  1. Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.
  2. Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. Освобождение при этом подразумевает и уничтожение любых следов хозяйственной деятельности, на которую владелец не давал разрешения. Именно это чаще всего и бывает причиной споров, т. к. если самовольное занятие земельного участка сопровождалось постройкой на нем дома или другого объекта недвижимости, их необходимо снести. Если же снос не будет совершен добровольно, владелец может привлечь органы власти для принудительного разрушения незаконных построек.
  3. Обязаны заплатить владельцу, если захваченный участок использовался для извлечения прибыли. Подобного рода ситуация может трактоваться как незаконное обогащение — а гражданское законодательство в этом случае дает владельцу объекта право на взыскание компенсации. Ее размер будет равен доходу, который виновное лицо незаконно извлекло за счет земли.

Кроме того, нужно учитывать, что самовольное занятие земельного участка не дает захватчику никаких прав на возмещение тех расходов, которые он понес, к примеру, на улучшение земли или возведение зданий или сооружений на нем.

Что входит в понятие захват земли?

На сегодняшний день на территории РФ нет участков земли, которые числились бы бесхозными. Любой участок юридически имеет хозяина: это или частное лицо, или муниципалитет, то есть, государство.

Следующие обстоятельства квалифицируются как самовольное занятие чужой территории:

  • использование земельного надела в личных целях без разрешения собственника и информирования его об этом;
  • использование территории без оформления законного права владения или пользования: когда нет документов, на основании которых можно установить право собственности, аренды.

Важно: к правоустанавливающим бумагам относят свидетельство о наследстве, договор купли-продажи, обмена, дарственная или соглашение об аренде. Если наследник по истечении шести месяцев получил документ о вступлении в права, но не оформил землю, такой случай не относится к самовольному захвату. Занятие чужой территории может быть установлено, если правопреемник вовсе не обращался к нотариусу и является получателем участка лишь на словах.

  • использование территории не по назначению или без бумаг, разрешающих использование тем методом, который применяется захватчиком;
  • перенос межевых знаков, поворотных точек, забора и тд;
  • возведение капитальных или временных строений с использованием соседней территории за границами своего участка.

Собственник может обратиться в суд, если считает, что его право было нарушено. Это могут сделать как частные лица, так и представители администрации.

Ответственность за самовольный захват земли

Любое административное правонарушение влечет за собой материальную и административную ответственность. Самовольное использование чужих земельных наделов без наличия подтверждающих это право документов (договоры аренды и т.п.) влечет за собой административную ответственность за самовольный захват земли по статье 7.1 КоАП Российской Федерации.

Для того, чтобы начать разбирательство, достаточно самого факта правонарушения. Подать прошение в суд могут все владельцы захваченных посторонними лицами участков (и физические, и юридические лица). Если факт правонарушения был замечен третьими лицами, они должны уведомить владельца земельных владений, занимаемых посторонними, либо обратиться к властям в лице ответственных учреждений.

Важно! К последнему пункту стоит отнестись с большим вниманием, так как тяжбы по нему ведутся с завидной регулярностью. Парки, развлекательные детские площадки и все другие места в черте города принадлежат городскому муниципалитету. Они не могут быть использованы для использования физическими или юридическими лицами без соответствующих разрешений. Самовольный захват земли общего пользования карается с той же строгостью, что и экспроприация находящихся в частной собственности владений.

Настоящий владелец спорного (захваченного) участка, на которого оформлены его документы, имеет право предъявить любые требования к захватчику, предусмотренные статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. Сюда входит два основных требования, которые могут быть применены в зависимости от потребностей и желания землевладельца:

  • Приведение участка в первоначальный вид силами самовольного захватчика земельных владений. В этом случае любые изменения, внесенные в ходе несанкционированного использования чужой земли, должны быть устранены в установленные судом сроки. Постройки должны быть снесены (либо – воздвигнуты, однако за этот вопрос отвечают другие статьи КоАП РФ), все личное или корпоративное имущество – убрано с участка.
  • Принудительное изъятие движимого и недвижимого имущества нарушителя, размещенного на захваченном земельном участке, в пользу владельца (им могут выступить как физическое, так и юридическое лицо).
Читайте также:  Программу льготных автокредитов продлили на декабрь и перезапустят в 2023 году

Важно! В случае необходимости приведения захваченного участка в первоначальный вид все расходы ложатся на правонарушителя.

Незаконный захват земли

В населенных пунктах и на территориях, примыкающих к ним, земли общего пользования представляют собой трассы, переулки, различные проходы, водоемы (как часть территории садового или огороднического товарищества).

ВНИМАНИЕ! Такая земля находится во владении муниципальной власти или государства. К таким участкам имеют доступ все, никому не нужно оформлять законное разрешение.

По Земельному Кодексу пользоваться земельным участком по своему усмотрению (но с учетом правового статуса) могут только его собственники. Следят за выполнением этого правила различные государственные органы – Земельный контроль муниципалитета, Госземконтроль, органы территориального самоуправления.

Также контролируют законность эксплуатации земельных участков и собственники, арендаторы.

Несмотря на такой всесторонний контроль, нередко случаются прецеденты, связанные с захватом участков той или иной площади, их использование по собственному усмотрению. Это считается серьезным правонарушением.

Согласно Постановления Правительства под № 689 от 15.11.2006 (оно называется «О земельном государственном контроле»), земельные участки не могут быть захвачены самовольно ни юридическими, ни физическими лицами.

  • Право собственности на земельный участок должно быть документально оформлено, также должен быть разрешительный документ на ведение различной хозяйственной деятельности на земле. Если проведена приватизация земель, также процесс подтверждается документально. Защиту земельных ресурсов осуществляет не только это постановление, но и Земельный Кодекс.
  • В случае, когда наблюдается незаконный захват земли общего пользования и перекрытие доступа к ней другим гражданам, обязательно следует дать сигнал о происшествии.
  • Жалоба или обращение по поводу захвата участков должны привести к проверочным действиям со стороны ответственных организаций. Рассматриваются жалобы и физических лиц, и юридических.
Вопрос связан с ФССП СПАСИБО Источник: Юридическая Компания «ЩИТ» 10.11.2021
Вопрос связан с договор дарения благодарю за исчерпывающий ответ Источник: Юридическая Компания «ЩИТ» 22.10.2021

В чем суть самозахвата

Согласно законодательству РФ, владение и использование земли становится легальным только после оформления государственной регистрации прав на нее. Пока не будут определены границы, произведена регистрация и получено право собственности, любые действия в отношении эксплуатации и сделок с наделами считаются незаконными.

Самовольный захват земли – это ее присвоение и использование лицом, которое не имеет на участок законных прав, по собственной инициативе и для достижения личных целей.

Правонарушителями могут оказаться не только обычные граждане, но и должностные лица. Эксплуатация и владение земельным наделом без разрешения и документального оформления квалифицируется как незаконный захват земли и является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

Кому жаловаться на самозахват участка

Если незаконное завладение территорией не вызывает сомнений, а факт ее эксплуатации установлен, у собственника возникает вопрос, куда жаловаться на противоправные действия захватчика.

Первая инстанция – местная администрация, в компетенции которой находится решение подобных вопросов. Если ожидаемый результат не достигнут, придется обратиться с иском в суд по месту нахождения земли.

В исковом заявлении нужно упомянуть:

  • обстоятельства захвата ЗУ;
  • основания возникновения права собственности на надел;
  • перечень мер, принятых для возврата участка.

При составлении иска целесообразно ориентироваться на образец требования об освобождении земельного участка. Он содержит настоятельную просьбу вернуть незаконно захваченный надел.

К исковому заявлению нужно приложить пакет необходимых документов.

Комментарий к статье 7.1. КоАП РФ:

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

Читайте также:  Налогообложение в крыму в 2023 году

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 7.1 КоАП РФ

1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.

В комментируемой статье рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.

Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.

2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.

В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.

В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:

— самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;

— использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.

По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:

— занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:

копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

кадастровый план земельного участка;

иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;

— занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).

3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.

В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.

Так, к административной ответственности могут быть привлечены:

— физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

— должностные лица — лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);

— юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.

Санкция рассматриваемой статьи предусматривает единственно возможный вид наказания — административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.

4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *