Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.

Куда обращаться при оформлении

Существует несколько способов подачи заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности:

  1. Личное посещение клиентской службы Пенсионного фонда с необходимыми документами. Чтобы обезопасить себя от длительного ожидания в очереди на прием, целесообразно предварительно записаться по телефону или через портал. Время приема у специалиста не занимает более 50 минут. Период назначения пенсии – 10 дней, после чего заявителю отправляется уведомление либо о назначении, либо об отказе в этом;
  2. Если заявитель не располагает временем или возможностью посещения Пенсионного фонда, он может отправить на прием свое доверенное лицо, снабдив его пакетом документов. Также можно отправить заявление почтой, однако тогда придется заверить копии документов у нотариуса, что довольно накладно;
  3. Самое популярное средство отправки заявления в официальные органы – портал Госуслуг ПФ. Подтвердить свою учетную запись можно в Центре обслуживания, который располагается в многофункциональном центре (Мои документы) и в Управлениях ПФ.

Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

– возраста;

– стажа работы или выслуги лет;

– инвалидности;

– потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность социального обеспечения;

2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).

Глава 1 «Общие положения»:

1) дает понятия:

– трудовой пенсии;

– страхового стажа;

– расчетного пенсионного капитала;

– установления трудовой пенсии;

– индивидуального лицевого счета;

– специальной части индивидуального лицевого счета;

– пенсионных накоплений;

– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.

Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:

– периоды, входящие в страховой стаж;

– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;

– порядок исчисления страхового стажа.

Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).

Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:

– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;

– сроки назначения трудовой пенсии;

– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;

Читайте также:  Тарифы на электроэнергию в Ростове-на-Дону

– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;

– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;

– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;

– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;

– удержания из трудовой пенсии.

Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;

– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.

Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Периоды работы на территории РФ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ государственного (муниципального)органа, на территории которого произошло стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

2) документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

3) справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя (либо иные документы), подтверждающий факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения.

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

– период работы начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора;

– свидетельские показания только за тот период совместной работы, когда свидетель достиг возраста, с которого допускается заключение трудового договора.

Установление периодов работы по свидетельским показаниям производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается ПФР по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Указанное решение выносится на основании показаний свидетелей, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае, если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные вустановленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.

В случае, если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Повышение пенсий с 1 апреля 2023: кому и на сколько проиндексируют пенсии, свежие новости

С 1 апреля в России социальные пенсии проиндексировали на 3,3%. Соответствующее постановление было опубликовано 17 марта на интернет-портале правовой информации.

Как пояснили в Минтруда, с 1 апреля социальные пенсии вырастут на 3,3% вдобавок к июньской индексации 2022 года. Тогда выплаты подняли на 10%.

Пенсии индексируют, опираясь на увеличение прожиточного минимума пенсионеров за прошлый год. Традиционно индексация социальных пенсий проводится 1 апреля.

Из-за сильных темпов инфляции российское правительство решило проиндексировать некоторые выплаты и пособия в первом полугодии 2022 года. Провести это предполагается поэтапно. Так, социальные пенсии в июне 2022 года выросли на 10%, с 1 апреля 2023 — еще на 3,3%. Таким образом, рост социальных пенсий составляет 13,3%, что опережает темпы инфляции.

Социальные пенсии положены гражданам, которые не выработали необходимый страховой стаж, а также людям с инвалидностью и тем, кто потерял кормильца.

Рекордная индексация пенсии в 2023 году: график повышения пенсий в РФ, льготное удвоение пенсии в марте, последние новости об увеличение выплат пенсионерам на 1 апреля 2023

В марте 2023 года в России не будет массовой индексации пенсий. Однако у некоторых категорий граждан пенсии усе же увеличатся в индивидуальном порядке. Кто получит прибавку, и на сколько могут вырасти выплаты?

Вдвое — с 7,5 до 15,1 тысячи рублей — по закону о страховых пенсиях увеличится фиксированная выплата для граждан старше 80 лет с 1 марта. Об этом сообщают «Известия».

Доплата к пенсии для 80-летних россиян и старше устанавливается в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии (ФВ), которая к тому же ежегодно индексируется. В 2023 году она составляет 7 567,34 рубля. То есть, по достижении 80 лет пенсионеры одноразово получат 15 134,68 рубля.

Индексация (повышение) пенсий и пособий, как правило, проходит по определённой заранее схеме. В 2023 году он выглядит следующим образом:

  • С 1 января 2023 года – повышение страховых пенсий на 4,8 %, а также корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям (за счёт установления в регионах новых (повышенных) значений прожиточного минимума для пенсионеров).
  • С 1 февраля 2023 года – индексация социальный выплат СФР на 11,9 % (увеличится ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера и денежный эквивалент набора соцуслуг).
  • С 1 апреля 2023 года – плановое повышение социального и государственного обеспечения на 3,3 %, а также перерасчёт социальных надбавок военным пенсионерам (за иждивенцев, как достигших возраста 80 лет, так и ветеранам боевых действий и по другим основаниям).
  • С 1 августа 2023 года – перерасчёт страховых пенсий работающим пенсионерам (надбавка за счёт пенсионных коэффициентов, заработанных за прошедший год — максимум 3 балла).
  • С 1 октября 2023 года – индексация пенсионного денежного довольствия военным пенсионерам вышке уровня прогнозной инфляции (пенсионеры ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и других силовых ведомств).
Читайте также:  Как получить материальную помощь при смерти близкого родственника в 2023 году

Право на социальное обеспечение — конституционное правомочие личности

Право на социальное обеспечение закреплено в ч. 1 ст. 39 Конституции РФ: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Перечень оснований для предоставления социального обеспечения не является исчерпывающим, т.е. социальное обеспечение может быть предоставлено и в других случаях на основании закона.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ перечисляет условия (социальные риски), при наступлении которых государство гарантирует социальную поддержку. Это могут быть, например, определенные периоды жизни человека, связанные с возрастом (детство, старость), состояние здоровья и трудоспособности (болезнь, временная нетрудоспособность, инвалидность), выполнение или невозможность выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца).

Часть 2 ст. 39 Конституции РФ гласит, что «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Безусловно, пенсии и пособия — основные, но не единственно возможные виды социального обеспечения. Действующее российское законодательство позволяет выделить и другие способы социального обеспечения — социальное обслуживание, медицинская помощь, компенсации, льготы.

Это одна из основных категорий получателей этого вида пенсий. Те, кому не хватило пенсионных баллов и стажа для выхода на страховую пенсию по старости, могут подождать 5 лет и выйти на социальную (и это могут быть только неработающие пенсионеры).

Размер этой пенсии до 31 марта 2023 года составляет 6 924,81 руб. Чтобы посчитать повышение на 3,3%, нужно умножить эту сумму на 1,033. Получится 7 153,33 руб. – именно такой будет пенсия по старости до конца года. Как видно, базовая социальная пенсия увеличится с 1 апреля 2023 года на 228,52 руб.

Правда, стоит учесть важный момент: все пожилые граждане в России не могут получать меньше прожиточного минимума в их регионе проживания. А он составляет в среднем 11-12 тысяч руб. в месяц и был увеличен еще с 1 января. Соответственно, с апреля просто изменится соотношение – сумма пенсии станет больше, но на столько же уменьшится размер социальной доплаты к ней.

Виды социальной пенсии

Условия назначения социальной пенсии описаны в ст. 11 ФЗ № 166. По закону – в зависимости от основания – существует три варианта обеспечения:

  • По старости. В 2020 году выплату получают граждане, достигшие возраста 67 лет (для мужчин) и 62 года (для женщин). В 2021 году эти цифры составят 68 и 63 соответственно. Для жителей Крайнего Севера порог ниже – 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно, при этом выплачивается она только неработающим пенсионерам.
  • По инвалидности. Выплачивается всем нетрудоспособным гражданам вне зависимости от возраста. Размер денежного обеспечения зависит от группы инвалидности и регионального коэффициента.
  • По потере кормильца. Деньги получают несовершеннолетние граждане и студенты до 23 лет. Основание – отсутствие одного или обоих родителей (опекунов). Студенты при этом должны проходить в вузе очное обучение. Выплаты прекращаются после защиты диплома и выпуска из вуза или завершения учебы по другой причине. При этом если студент меняет высшее учебное заведение, он продолжает получать бюджетные деньги. При этом социальная пенсия не зависит от наличия и размера стипендии. Кроме того, выплаты положены и родителям (опекунам) и супруге/супругу военного, погибшего или пропавшего без вести в период несения службы (касается как срочников, так и сверхсрочников).

Цели социальной поддержки

Одно из направлений деятельности государства — это социально-демографическая политика. Целью ведения соцполитики является материальная поддержка населения с целью повышения демографических показателей и улучшения уровня жизни в стране.

Не все граждане в состоянии самостоятельно обеспечить свою жизнь на должном уровне. В категории риска попадают малообеспеченные семьи, граждане с детьми, пенсионеры, инвалиды и многие другие группы россиян. Несмотря на множество видов государственной поддержки, цель одна — помочь россиянам, улучшить их качество жизни, стимулировать рождаемость новых граждан России.

Обобщенная таблица экономических мер социальной поддержки населения в 2022 году:

Вид поддержки Категория граждан, подлежащих социальной защите
  1. Социальное обеспечение.
  2. Социальное страхование.
  3. Социальная помощь.
Пенсионеры
Инвалиды
Инвалиды ВОВ, семьи погибших военнослужащих
Безработные
Малообеспеченные
Многодетные семьи
Сироты
Матери-одиночки
Чернобыльцы
Люди без постоянного места жительства

Материальная поддержка граждан с детьми — это отдельное направление государственной политики. Детские госпособия — самая большая доля социальных выплат гражданам.

На детей выплачивают следующие пособия:

  • единовременные выплаты при рождении, материнский капитал, при усыновлении, при постановке беременной на учет;
  • ежемесячные: по уходу до 1,5 года, президентские выплаты на 1 ребенка до 3 лет;
  • региональные: устанавливаются в каждом регионе по месту проживания заявителей.

Обновленная таблица детских пособий в 2022 году:

Наименование пособия

Размер выплаты, руб.

С 01.01.2021

С 01.02.2021

Изменение МРОТ

12 792

Единовременное пособие при рождении ребенка

18 004,12

18 886,32

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 года (на первого ребенка) (МРОТ × 40%)

6752,00

7082,80

Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (на второго и последующих детей)

6752,00

7082,80

Максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком

29 600,48

29 600,48

Пособие на ребенка, переданного на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

18 004,12

18 886,32

Пособие на ребенка-инвалида или ребенка в возрасте от 7 лет или нескольких детей, которые приходятся друг другу братьями или сестрами, переданного (переданных) на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство)

137 566,13

144 306,87

Минимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

58 878,40

58 878,40

Максимальное пособие по беременности и родам (140 дней)

340 795,00

340 795,00

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

675,15

708,23

Пособие беременной женщине — жене военнослужащего по призыву

28 511,40

29 908,46

Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

12 219,17

12 817,90

Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца

2457,58

2578,00

Ежемесячная выплата на ребенка, проживающего в чернобыльской зоне, от рождения до 1,5 лет

3481,83

3652,44

Читайте также:  Как составить договор купли-продажи: основные правила и советы юристов

Законодательство предусматривает три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости — наиболее распространенный вид трудовой пенсии. Около 80 % пенсионеров получают трудовую пенсию по старости. Эта пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет. Данный пенсионный возраст был установлен в 1932 г. и с тех пор не менялся. Дополнительным условием для назначения трудовой пенсии по старости служит наличие страхового стажа в системе обязательного пенсионного страхования не менее пяти лет. В страховой стаж включаются все периоды трудовой деятельности, осуществляемой лицом на территории РФ, в течение которых осуществлялись страховые выплаты по обязательному пенсионному страхованию. Исключением из общего правила являются случаи, установленные ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этими статьями названного закона пенсионный возраст может быть снижен в зависимости от характера трудовой деятельности. При этом законодатель устанавливает дифференцированный подход к снижению возраста, с которого назначается трудовая пенсия по старости, в зависимости как от пола лица, так и от характера его трудовой деятельности.

Условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности служит наступление инвалидности, которая определяется ограничением к трудоспособности III, II или I степени и устанавливается в соответствии с медицинскими документами.

Право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца возникает у членов семьи умершего кормильца, состоявших на момент смерти кормильца у него на иждивении, а также у одного из членов его семьи (супруга, родителя или другого члена семьи) независимо от того, состоял ли он на иждивении умершего.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовые пенсии по старости и по инвалидности состоят из трех частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой части и страховой части. Размер назначенной пенсии определяется как сумма ее частей.

Базовая часть трудовой пенсии представляет собой гарантированное государством минимальное пенсионное обеспечение и несет в себе функцию обеспечения малоимущих пенсионеров трудовой пенсией, соответствующей прожиточному уровню. Поскольку эта категория пенсионеров в период осуществления трудовой деятельности получала небольшую заработную плату и соответственно сформированные за счет страховых перечислений накопительная и страховая части трудовой пенсии часто не обеспечивают эту категорию пенсионеров пенсией, соответствующей прожиточному уровню, есть необходимость установления гарантированного минимума, которым является базовая часть. Финансирование этой части трудовых пенсий осуществляется из федерального бюджета за счет сумм единого социального налога. Базовая часть трудовых пенсий постоянно увеличивается с целью сохранения ее размера на уровне прожиточного минимума и индексируется в соответствии с темпами инфляции. В настоящее время законодательство устанавливает минимальную сумму базовой части трудовой пенсии в размере 1950 руб. в месяц.

Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет сумм страховых взносов, взимаемых в рамках системы обязательного пенсионного страхования. В течение периода трудовой деятельности на индивидуальном лицевом счете гражданина за счет страховых средств накапливается сумма, которую гражданин имеет право получить в виде надбавок к пенсии. Таким образом, размер надбавок к пенсии эквивалентен размеру суммы, накопившейся на индивидуальном счете гражданина.

Накопительная часть трудовой пенсии, так же как и страховая часть, формируется за счет сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направленных на финансирование именно накопительной части трудовых пенсий. Отличие накопительной части трудовой пенсии от страховой заключается в том, что суммы накопительной части могут быть инвестированы государством с целью увеличения размеров накопительной части трудовых пенсий. После наступления пенсионного возраста гражданин может получать суммы, накопившиеся на индивидуальном страховом счете. В соответствии с действующим законодательством накопительная часть пенсии формируется у мужчин 1953 и женщин 1957 г. рождения и моложе. Лица старше этого возраста не имеют права на формирование накопительной части пенсии, соответственно, у этой категории лиц накопительная часть трудовой пенсии отсутствует. В этих случаях трудовая пенсия состоит из двух частей: базовой и страховой. Накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности также формируется только для мужчин 1953 и женщин до 1957 г. рождения и моложе, получивших инвалидность после 1 января 2001 г.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой. Средства, которые к моменту смерти были учтены в специальной части лицевого счета, предназначенные для формирования накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются в установленном законодательством порядке лицам, указанным в ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Законодательство предоставляет пенсионерам право на неодновременное получение трех составных частей трудовой пенсии. Пенсионер имеет право получать только базовую часть трудовой пенсии, а страховую и накопительную части пенсии получить позже в любое время по своему усмотрению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *