Как оформить личное подсобное хозяйство и стать фермером?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить личное подсобное хозяйство и стать фермером?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Открыть ЛПХ можно на приобретенном или предоставленном в аренду участке при условии, что земельный участок имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства. Регистрировать ЛПХ как юридическое лицо не нужно — заниматься выращиванием фруктов и овощей или разведением животных и птицы можно с момента получения права на землю.

Порядок подготовки документов

По общему правилу, порядок предоставления земельных участков следующий:

  • подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать);
  • подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в местную администрацию;
  • принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • проведение кадастровых работ;
  • осуществление кадастрового учета земельного участка;
  • подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка;
  • заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Виды участков для ЛПХ

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельные участки двух видов:

— в границах населенного пункта (приусадебный участок);
— за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

При этом установлены ограничения по пределам использования приусадебного и полевого земельных участков.

Приусадебный земельный участок может быть использован как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для возведения жилого дома, производственных и бытовых построек. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС). То есть не более трех этажей.

Полевой земельный участок предназначен исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем каких-либо зданий и строений.

Что разрешено строить

На приусадебном участке личного подсобного хозяйства разрешено строить:

  • жилые дома, предназначенные для проживания одной семьи с количеством этажей не более трех, если не учитывать подвальные помещения;
  • подсобные помещения типа гаража, сарая, кладовой;
  • иные сооружения личного пользования: баня; летняя кухня и т.д.

Все объекты не должны нарушать норм и правил местного градостроительного регламента, а также должны быть согласованы с местной администрацией. Но здесь есть оговорка, помимо основного вида разрешенного использования любой земельный участок может иметь также вспомогательный ВРИ.

Вспомогательный ВРИ используется всегда совместно с основным и на возведение построек такого типа отдельное разрешение брать не нужно.

На участке с основным видом использования приусадебный ЛПХ, вспомогательным ВРИ станет возведение построек бытового и хозяйственного назначений, а это значит:

  • сарай,
  • гараж,
  • свинарник,
  • курятник и т.д.

При необходимости построить на участке иные сооружения, которые представляют собой

  • магазин,
  • парикмахерскую
  • или столовую,

необходимо получить соответствующее разрешение от комиссии по землепользованию, которая может наделить участок условно разрешенным ВРИ.

Какое строительство разрешено на участках ЛПХ

Местный градостроительный регламент, а также правила застройки, пользования землей определяют постройки, вернее их типы, которые возможно возводить на территориях ЛПХ. Обычно это:

• жилые дома;
• хозпомещения:
• строения некапитального типа.

Не стоит самостоятельно возводить постройки, потому что они могут оказаться незаконными. Чтобы этого избежать, обязательно нужно заказать ГПЗУ – градостроительный план надела. Для этого необходимо обратиться в отдел архитектуры, где зарегистрирован участок. Этот документ – основа для составления схемы, в которой будут указаны все планируемые строения (кроме тех, где не предусмотрен фундамент).

Если планируется возвести что-то типа гаража, бани, сарая, дополнительное разрешение не требуется, но в схеме постройки указать нужно непременно. В процессе застройки важно соблюдать все нормы СНиПа, правила пожарной безопасности и др. законы.

Особенности использования арендованной земли под ЛПХ

Что касается развития ЛПХ на арендованной земле, находящейся в собственности у государства или муниципалитета, тут существуют свои уникальные особенности, и о них мы расскажем далее.

Такой вид эксплуатации земель, как ЛПХ, гораздо выгоднее арендаторам, чем фермерство (личное крестьянское хозяйство или ЛКХ) либо индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Причины тому следующие:

  • невысокая арендная плата;
  • род деятельности не ограничен лишь одним направлением , вы можете совмещать любые виды ЛПХ (садоводство или огородничество, пасеку, животноводство и пр.);
  • не нужна регистрация арендатора в качестве ИП;
  • есть возможность получать доход от продажи плодов труда своей семьи, при необходимости можно оформить сертификат на это в местной ветеринарной службе.

Какие ограничения существуют у участков ЛПХ?

Ограничения при использовании участков для личного подсобного хозяйства зависят от их расположения. Существуют два вида участков ЛПХ:

  • Приусадебный участок. Такие участки находятся на землях населенных пунктов и позволяют строительство жилого дома. Также важно, что в таких постройках можно оформить регистрацию по месту жительства;

  • Полевой участок. Если участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, строительство дома не допускается. В этом случае разрешены только хозяйственные постройки для хранения сельскохозяйственной продукции.

28.04.2018 12:54 Просмотров: 241 О предоставлении земельных участков К(Ф)Х в безвозмездное пользование

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, может быть предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.

Закон Смоленской области от 21.04.2016 № 44-з «Об определении муниципальных образований Смоленской области, в которых земельные участки, находящиеся в государственной собственности Смоленской области или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» определяет следующие муниципальные образования, в которых земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование на срок не более чем 6 лет гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:

— муниципальное образование «Глинковский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Дорогобужский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Духовщинский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Ершичский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Краснинский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Монастырщинский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Сафоновский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Сычевский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Хиславичский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Шумячский район» Смоленской области;

— муниципальное образование «Ярцевский район» Смоленской области.

Комментарий к статье 39.10 ЗК РФ

Подход к правовому регулированию отношений, связанных с предоставлением находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования, претерпел ряд существенных изменений.

Во-первых, право безвозмездного срочного пользования на земельный участок заменено правом безвозмездного пользования. Это обусловлено необходимостью гармонизации гражданского и земельного законодательства (подробнее см. комментарий к ст. 24 ЗК РФ).

Читайте также:  Нужно ли оформлять дом на дачном участке в 2023 году

Во-вторых, изменились основания возникновения такого права. Так, если ранее предусматривалось предоставление участка на рассматриваемом праве на основании акта уполномоченного органа или на основании договора, то с 1 марта 2015 года единственным основанием предоставления уполномоченным органом земельного участка на данном праве является договор безвозмездного пользования.

Необходимость заключения договора безвозмездного пользования земельным участком также предусмотрена в целях получения земельного участка в качестве служебного надела. В данном случае договор заключается с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

В-третьих, существенно расширен перечень случаев и лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование.

В-четвертых, установлены четкие сроки, на которые земельный участок может передаваться в безвозмездное пользование. При этом, если установлен только максимальный предел, срок безвозмездного пользования земельным участком устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом такого ограничения (п.3 комментируемой статьи).

В-пятых, установлены дополнительные требования к договорам безвозмездного пользования земельными участками, предоставляемыми для определенных целей. Так, договор безвозмездного пользования урегулирован главой 36 части второй ГК РФ. Пунктами 4 и 5 комментируемой статьи установлено требование о включении в договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, огородничества обязанности некоммерческой организации обеспечить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории (проекта межевания — для огородничества), а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков.

Указанное требование связано с тем, что в соответствии с внесенными Законом N 171-ФЗ изменениями раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства, огородничества, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. Кроме того, проект планировки территории заменил ранее разработанный садоводческими некоммерческими объединениям граждан проект организации и застройки территории такого объединения.

Основания, предусмотренные подп.1-5, 9, 10 и 12 п.2 комментируемой статьи, не являются новыми и ранее предусматривались ЗК РФ (п.1 ст. 24, п.5 ст. 93 ЗК РФ).

При этом целесообразно отметить, что понятие «религиозные организации» раскрывается в ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (подробнее см. комментарий к ст. 39.5 ЗК РФ). Вопросы, связанные с предоставлением гражданам земельных участков в виде служебных наделов, урегулированы п.2 ст. 24 ЗК РФ.

Воспроизводя основание о предоставлении земельных участков лицам, с которыми в соответствии с законодательством о закупках заключены гражданско-правовые договоры, законодатель предусмотрел, что речь идет не только о договорах на строительство, но и на реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет бюджетных средств.

Сходным по своей сути данному основанию является новый случай предоставления земельного участка в безвозмездное пользование — лицам, с которыми в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка на срок исполнения указанного контракта.

Общим для данных пунктов является заключение гражданско-правовых договоров в соответствии с законодательством о закупках, осуществление деятельности, направленной на обеспечение государственных нужд. Принципиальные различия — основание, предусмотренное подп.14 п.2 комментируемой статьи, не ограничивается строительством или реконструкцией объектов, а предусматривает выполнение работ и оказание этих услуг, но только для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 года N 176 (СЗ РФ. 2006. N 15. Ст.1613).

Указанными Правилами предусмотрен порядок формирования перечней земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых ими, размещения сообщений о наличии таких земельных участков, порядок их предоставления. Указанные правила подлежат применению только в части, не противоречащей ЗК РФ.

В настоящее время федеральным законодательством установлена лишь возможность передачи земельных участков в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

Категории граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, из числа указанных лиц определяют соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ (п.9.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на новые основания предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Так, в целях развития сельских территорий, привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также в целях привлечения к работе на этих территориях специалистов Законом N 171-ФЗ введена норма о предоставлении гражданам в безвозмездное пользование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, а также для индивидуального жилищного строительства гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ (подп.6 и 7 п.2).

Если гражданин использовал в течение пяти лет земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием (а в случае если участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства — также работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ), он вправе получить такой земельный участок в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

При этом следует обратить внимание, что законодатель предусмотрел широкие полномочия субъектов РФ по определению соответствующих муниципальных образований, специальностей исходя из социально-экономической и демографической ситуации в конкретном регионе.

Какие налоги на земли ЛПХ в 2021 году?

Юридический статус позволяет платить только два налога: на землю в собственности и на недвижимость и технику. За арендованную землю налоги не предусмотрены.

Пенсионеры от уплаты налогов освобождаются.

Ни налога на прибыль, ни НДС, ни отчислений с заработной платы работников у владельцев ЛПХ нет. Доходы от реализации продукции налогом также не облагаются. Достаточно предъявить справку из местной администрации, что продукты произведены в ЛПХ.

Часто хозяева продают на рынке цветы, мясо, молочные продукты и возникают вопросы о кассовых аппаратах. Касса обязательна только для организаций и ИП.

Если земля не используется или используется не по назначению, то владельцу грозит штраф и изъятие надела с последующей продажей на аукционе.

Закон предусматривает такие случаи:

  • Нецелевое использование земли на протяжении 3 лет.
  • Во время владения ухудшилось качество участка или экологическая обстановка.
  • Изъятие земель для государственных нужд.
  • Отчуждается участок, площадь которого превышает законную норму.

Как построить дом на земельном участке под ЛПХ

От выбора земли зависит, сможет ли собственник возводить жилую недвижимость и вести хозяйственную деятельность. По закону, строить дом можно на землях населённых пунктов (ЗНП) и землях сельхозназначения, если они находятся в границах поселений. Вид разрешённого использования: ЛПХ, ведение садоводства и ИЖС.

Читайте также:  Как продать квартиру и не платить налог?

Общие правила строительства и регистрации домов распространяются и на ЛПХ.

Перед началом строительства подают уведомление в специальной форме. Скачать бланк можно с сайта госуслуг или на сайте администрации. Уведомление включает информацию о том, кто строит дом, где и на каком участке, из каких материалов. Сведения должны убедить чиновников, что все требования закона, пожарных, санитарных, градостроительных норм соблюдены.

В ответ на уведомление власти присылают согласование или отказ в строительстве. Чтобы не оказаться в затруднительном положении, начинать работу до получения положительного ответа не стоит.

Когда согласие получено, то у застройщика есть 10 лет на строительство. Как и в случае с ИЖС, к дому предъявляются стандартные требования.

Строят дом не выше 3 этажей с соблюдением всех отступов от границ. Предназначается он для одной семьи без деления на квартиры.

Как только стройка закончена, в местную администрацию подают уведомление о завершении строительства.

Понадобится составить технический план на дом у кадастровых инженеров. После проверки документов регистрируют недвижимость в госкадастре и получают выписку ЕГРН.

Договор найма служебного жилого помещения

Соглашение, которое заключают стороны, обладает рядом специфических черт. В качестве первой из них выступает безвозмездность. Это означает, что владелец не получает оплаты за эксплуатацию объекта. Предметом соглашения выступает надел или его часть, информация о котором внесена в госкадастр недвижимости.

Договор безвозмездного пользования земельным участком должен содержать ряд обязательных сведений. В частности в него включается информация, которая со всей определенностью характеризует надел. Еще одной особенностью соглашения выступает срочность. Она означает, что эксплуатация объекта ограничена временными рамками.

По окончании оговоренного периода надел возвращается.

Договор составляется в письменной форме. В соглашении указываются следующие сведения:

  1. Наименование сторон. Если договор подписывают организации, приводятся сокращенное и полное названия, ФИО уполномоченного лица, указываются документы, на основании которых он действует. Если соглашение заключается с гражданином, то ему следует указать данные паспорта, имя, отчество и фамилию, дату рождения.
  2. Описание надела. Здесь необходимо привести площадь, адрес, кадастровый номер, назвать категорию земли и разрешенный вид эксплуатации.
  3. Период действия. Стороны могут договориться о конкретном сроке использования участка. Окончание периода может привязываться к какому-либо событию. К примеру, если предоставляется служебный участок, то безвозмездное пользование возникает в рамках трудовых отношений. Соответственно, при увольнении гражданин обязан возвратить надел.
  4. Юридический статус сторон и ответственность. В этом разделе специалисты рекомендуют указывать максимально конкретные сведения, условия и обстоятельства. Особое внимание необходимо уделить ответственности сторон. Разумеется, все случаи оговорить не удастся, однако следует максимально точно изложить случаи, при которых те или иные действия субъектов будут расцениваться как нарушения. Необходимо также предусмотреть возможность компенсации потерь, возникших вследствие ненадлежащего выполнения условий. Это позволит избежать конфликтных ситуаций.

Право безвозмездного пользования земельным участком распространяется на определенные территории. К ним относят наделы:

  1. Находящиеся в собственности муниципалитета или государства. Передача земельного участка в безвозмездное пользование в таких случаях осуществляется исполнительными структурами госвласти или местного управления юрлицам (казенным учреждениям, центрам культурно-исторического наследия глав РФ, полномочия которых прекращены). Объекты отдаются в эксплуатацию на период не более года.
  2. Находящиеся в собственности организаций либо граждан другим физлицам в форме служебного надела на период трудовых отношений. Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование таким способом осуществляется работникам предприятий некоторых экономических отраслей, в том числе сотрудникам транспортных организаций, лесной промышленности, бюджетных федеральных учреждений, управляющих национальными парками и природными заповедниками, а также структур, осуществляющих деятельность в области охотничьего хозяйства.
  3. Находящиеся в собственности организаций и граждан – другим юридическим и физлицам в соответствии с соглашением.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками религиозными организациями, являющимися собственностью государства либо муниципалитета, осуществляется в полной мере при соблюдении определенных правил.

Наделы для сооружения зданий, используемых для реализации целей юрлица, эксплуатируются в течение периода осуществления строительных работ.

Если во временном распоряжении организаций находятся строения религиозного назначения, безвозмездное срочное пользование земельными участками под ними осуществляется в течение того же времени, что и указанными строениями.

Для приусадебного использования что это

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(в ред. Федеральных законов от 21.06.2011 N 147-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 28.06.2021 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Дом и приусадебное хозяйство (ЛПХ)

К числу распространенных видов разрешенного использования земельного участка относится «ведение личного подсобного хозяйства». Владельцы таких участков могут заниматься выращиванием сельзпродукции или животноводством, поэтому обычно их приобретают с целью развития предпринимательства или создания фермерского хозяйства.

Строительство жилого дома на участке ЛПХ возможно, но только в случае, если он находится в пределах населенного пункта. В остальных ситуациях (например, если участок находится на земле сельхозназначения) жилое строительство не допускается.

Законодательство позволяет перевести участок, который используется в качестве личного подсобного хозяйства в участок ИЖС. В случае, если владельцы не используют землю для производства сельхозпродукции, это позволяет не только повысить стоимость участка и облегчить подключение к коммуникациям и социальной инфраструктуре, но и избежать санкций за нецелевое использование земель.

Читайте также:  Как через госуслуги подать жалобу на ЦЗН

Достоинства и недостатки

Приусадебные участки для ведения личного подсобного хозяйства имеют как свои достоинства, так и недостатки.

Оценочный критерий Достоинства Недостатки
Размер участка четко ограничен, нет возможности для его приращивания
Работы на участке выполняются исключительно членами одной семьи
Легальность осуществления деятельности для производства сельхозпродукции нет необходимости регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или главы фермерского хозяйства
Уплата НДФЛ при реализации излишков произведенной сельхозпродукции налог не взимается
Земельный налог небольшая сумма, исчисленная с более низкой, чем у ИЖС кадастровой стоимости участка
Социальная инфраструктура объекты образования, здравоохранения, культуры находятся в непосредственной близости от приусадебных участков
Возможность оформления регистрации по месту жительства да
Необходимость оформления разрешения на строительство Для ввода в эксплуатацию дома, построенного до 01.03.2018 года, не требуется никаких разрешительных документов
Коммуникационные сети частое отсутствие
Возможность реализации материнского капитала да
Использование в качества залога для получения ипотечного кредита да

Комментарии к ст. 39.10 Земельного кодекса


Подход к правовому регулированию отношений, связанных с предоставлением находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования, претерпел ряд существенных изменений.

Во-первых, право безвозмездного срочного пользования на земельный участок заменено правом безвозмездного пользования. Это обусловлено необходимостью гармонизации гражданского и земельного законодательства (подробнее см. комментарий к ст. 24 ЗК РФ).

Во-вторых, изменились основания возникновения такого права. Так, если ранее предусматривалось предоставление участка на рассматриваемом праве на основании акта уполномоченного органа или на основании договора, то с 1 марта 2015 г. единственным основанием предоставления уполномоченным органом земельного участка на данном праве является договор безвозмездного пользования.

Необходимость заключения договора безвозмездного пользования земельным участком также предусмотрена в целях получения земельного участка в качестве служебного надела. В данном случае договор заключается с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

В-третьих, существенно расширен перечень случаев и лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование.

В-четвертых, установлены четкие сроки, на которые земельный участок может передаваться в безвозмездное пользование. При этом, если установлен только максимальный предел, срок безвозмездного пользования земельным участком устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом такого ограничения (п. 3 комментируемой статьи 39.10 ЗК РФ).

В-пятых, установлены дополнительные требования к договорам безвозмездного пользования земельными участками, предоставляемыми для определенных целей. Так, договор безвозмездного пользования урегулирован главой 36 части второй ГК РФ. Пунктами 4 и 5 комментируемой статьи установлено требование о включении в договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, огородничества обязанности некоммерческой организации обеспечить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории (проекта межевания — для огородничества), а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков.

Указанное требование связано с тем, что раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства, огородничества, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ). Кроме того, проект планировки территории заменил ранее разработанный садоводческими некоммерческими объединениям граждан проект организации и застройки территории такого объединения.

Основания, предусмотренные подп. 1 — 5, 9, 10 и 12 п. 2 комментируемой статьи, не являются новыми и ранее предусматривались ЗК РФ (п. 1 ст. 24, п. 5 ст. 93 ЗК РФ).

При этом целесообразно отметить, что понятие «религиозные организации» раскрывается в ст. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (подробнее см. комментарий к ст. 39.5 ЗК РФ). Вопросы, связанные с предоставлением гражданам земельных участков в виде служебных наделов, урегулированы п. 2 ст. 24 ЗК РФ.

Воспроизводя основание о предоставлении земельных участков лицам, с которыми в соответствии с законодательством о закупках заключены гражданско-правовые договоры, законодатель предусмотрел, что речь идет о договорах не только на строительство, но и на реконструкцию объектов недвижимости, которые осуществляются полностью за счет бюджетных средств.

Сходным по своей сути данному основанию является новый случай предоставления земельного участка в безвозмездное пользования — лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которые осуществляются полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка на срок исполнения указанного контракта (подп. 14 п. 2 комментируемой статьи).

Общим для данных оснований является заключение гражданско-правовых договоров в соответствии с законодательством о закупках, осуществление деятельности, направленной на обеспечение государственных нужд. Принципиальные различия — основание, предусмотренное подп. 14 п. 2 комментируемой статьи 39.10 Земельного кодекса РФ, не ограничивается строительством или реконструкцией объектов, а предусматривает выполнение работ и оказание этих услуг, но только для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При предоставлении земельного участка на основании подп. 10 п. 2 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду, что Правила утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1369 (СЗ РФ. 2015. N 51 (ч. III). Ст. 7351). Такие перечни формируются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации, владеющие земельными участками, предоставленными для нужд обороны и безопасности и временно не используемыми для указанных нужд. Включение земельного участка в перечень допускается в случае, если его использование в указанных целях не будет препятствовать безопасному и бесперебойному функционированию объектов, предназначенных для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства, расположенных в границах такого земельного участка либо на прилегающих к нему земельных участках. Утвержденный перечень подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти.

Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 176 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053, от 12 декабря 2015 г. N 1369) (СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1613; 2015. N 51 (ч. III). Ст. 7351).

Согласно указанным Правилам, заявление, в котором указываются цель использования земельного участка, местоположение, а также испрашиваемое право на землю, юридическое лицо или гражданин направляют в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (в его территориальный орган по месту нахождения земельного участка), а в отношении земельного участка из состава земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, — в Министерство обороны Российской Федерации (его уполномоченный орган).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *