Какое определение соответствует понятию «охрана труда»?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое определение соответствует понятию «охрана труда»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

Суть и цель охраны труда

Охрана труда — это комплекс действий, направленных на защиту здоровья и жизни работников. В него входит соблюдение санитарных и законодательных норм, лечебно-профилактические, социально-экономические и широкий спектр других мероприятий. Главная цель — обеспечение безопасного труда сотрудников. За нарушение требований предусмотрены различные санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Социальная задача охраны труда — сохранение здоровья и трудоспособности персонала на максимально высоком уровне, защита сотрудников, пострадавших во время работы. Она обеспечивается на законодательном уровне.

Экономическая суть охраны труда — минимизация рисков возникновения профессиональных заболеваний, получения травм и повреждений в ходе производственного процесса. Для реализации этого разрабатывают различные мероприятия и применяют средства индивидуальной защиты.

Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры по охране труда

Главная цель санитарно-гигиенических мер по охране труда — снижение на предприятии вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Требования направлены на предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний.

К вредным и опасным факторам относятся:

  • недостаточный уровень освещенности;
  • повышенный уровень шума;
  • превышение допустимых норм по вибрации;
  • повышенная концентрация химических веществ и АПФД (аэрозолей преимущественно фиброгенного действия);
  • превышение установленных норм по электромагнитному и высокочастотному полю, ионизирующему излучению;
  • не соответствующий требованиям микроклимат: повышенная или пониженная влажность и температура воздуха.

Превышения и несоответствия нормам устанавливаются в ходе замеров во время производственного контроля и СОУТ (специальной оценки условий труда). Контроль должны проводить сторонние организации с соответствующей лицензией.

При обнаружении вредных и опасных факторов для соблюдения требований охраны труда работодатель обязан разработать и утвердить комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих улучшить условия на производстве. Например, для снижения концентрации химических веществ можно улучшить общую вентиляцию и поставить местную вытяжку.

Среди других возможных процедур по охране труда, направленных на сокращение воздействия вредных производственных факторов, можно отметить:

  • использование эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ) — берушей, антивибрационных перчаток, респираторов, защитных очков и сварочных масок;
  • снижение времени пребывания в рабочей зоне с вредными условиями труда;
  • замена или ремонт оборудования с целью снижения уровня шума и вибрации;
  • увеличение уровня освещенности путем добавления потолочных или настольных ламп.

До того момента, пока повторные измерения не подтвердят допустимые условия труда, сотрудники, которые контактируют с вредными факторами, должны получать компенсации в виде дополнительных выплат или отпуска, сокращенного рабочего дня, профилактического питания. Конкретные льготы зависят от кратности превышения, количества вредных и опасных воздействий, итогового класса условий труда.

Читайте также:  Численность населения России в 2023 году – прирост и убыль, таблицы и прогнозы

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Что такое охрана труда – границы определения

Поскольку трудоохранная деятельность курируется государством, под действие определения, что такое охрана труда как система, включаются лишь:

  • работа, которая выполняется на основании заключенного ТД;
  • рабочее место, которое контролирует работодатель;
  • нормы права (нормативы ОТ, установленные государственными НПА, ТК РФ, локальные нормы);
  • деятельность, подконтрольная Минтруда РФ. Именно через Минтруда государство реализует большинство своих полномочий в области ОТ.

На остальные сферы деятельности, приносящие работодателю прибыль, понятие охраны труда не распространяется:

  • промсанитария;
  • пожарная безопасность;
  • промбезопасность опасных объектов производства, объектов, которые могут стать опасными в определенных обстоятельствах;
  • техника безопасности. Многим трудящимся до сих пор трудно принять, что ТБ и охрана труда – это абсолютно разные определения, но по законодательству РФ это именно так;
  • безопасность продукции, услуг общепита, медобслуживания;
  • технологическая безопасность (например, эксплуатация машин, энергоустановок, которая проводится по ЭТД изготовителя);
  • безопасность построек любого назначения (жилого, промышленного);
  • безопасность процесса обучения в учреждениях образования, дорожного движения;
  • выполнение работ вне трудовых отношений: ИП, кооперативные организации, трудящиеся по ГПД, «люди в погонах» (военные, правоохранители);
  • «особые» виды безопасности – защита от химических веществ, радиации, террористов, стихийных бедствий.

У работников в разы меньше обязанностей, касающихся охраны труда, чем у работодателей. Эти обязанности, согласно статье 214 ТК РФ, ограничиваются необходимостью соблюдать нормы ОТ и правила ТБ, своевременно и правильно использовать имеющиеся средства индивидуальной и/или коллективной защиты. Также сотрудники должны обучаться охране труда, способам оказания первой помощи и алгоритму действий при ЧП. При возникновении аварий или несчастных случаев на производстве и при проявлении симптомов профессионального заболевания либо ухудшении самочувствия работники обязаны поставить в известность работодателя.

Отдельно Трудовой кодекс обязывает работников проходить медосмотры перед трудоустройством и в течение трудовой деятельности. В случае, если работодателем или органом государственного надзора будет выдано распоряжение о прохождении внепланового медосмотра, работники обязаны подчиниться этому распоряжению.

Статья 213 ТК РФ раздела «Охрана труда» более подробно регламентирует требования к прохождению работниками обязательных профилактических медосмотров. В частности, в этой статье указано, что все люди, работающие с материалами повышенной опасности либо трудоустроенные на должности с высокими профессиональными рисками, обязаны проходить освидетельствование у психиатра не реже, чем раз в 5 лет. Это требование не противоречит Конституции, а вот при его несоблюдении и к работнику, и к работодателю будут примерены санкции согласно статье 5.27 КоАП России.

Статья ТК РФ 225, регламентирующая обучение охране труда, вменяет в обязанность проходить такое обучение всем — и работникам, и руководителям организаций всех форм собственности, и ИП, Государство, в свою очередь, обязуется способствовать обучению граждан нормам охраны труда.

Все новые сотрудники перед началом выполнения служебных обязанностей, а также работники, переведенные на другие должности, должны быть ознакомлены с инструкцией по охране труда. Также работодатель (или сотрудник, ответственный за ОТ в организации), должен провести инструктаж по оказанию первой помощи и предоставить руководство по безопасной эксплуатации оборудования и оснащения.

Организация обучения персонала и проверки знаний сотрудников по охране труда возлагается на работодателя. Отдельно в статье 225 ТК РФ обозначено, что сотрудники, работающие на должностях с высокими профессиональными рисками, опасными/вредными условиями труда, должны во время работы периодически проходить обучение и переаттестацию по ОТ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия.

В узком смысле понятие охраны труда в трудовом праве понимается как: один из принципов трудового права; правовой институт, субъективное право работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены в конкретном трудовом правоотношении.

Охрана труда как институт трудового права – совокупность норм, направленных на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников, обязательных для исполнения работодателями и их должностными лицами. Институт охраны труда включает в себя следующие группы норм трудового права:

1. Правила и инструкции по охране труда.

2. Специальные правила охраны работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

3. Специальные нормы об охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной работоспособностью.

[2]

4. Нормы об организации системы управления охраной труда, о планировании и финансировании мероприятий по охране труда.

5. Нормы, регулирующие деятельность органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а так же ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда.

Источники: Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.1993, ФЗ РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», ТК РФ, подзаконные нормативные акты, принятые президентом, правительством, министерством труда и иных нормативно-правовых актах.

Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

Каждый работник имеет право на:

· рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

· обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;

· получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

· отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

Читайте также:  Сделки с долевой собственностью

· обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

· обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

· профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

· запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

· обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

· личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

· внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования);

· компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

· Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

· Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

· В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Главные положения в охране труда

Закон об охране труда – это довольно объемный и разносторонний документ, который включает регулирование и нормирование данной сферы в разных направлениях. Однако главная его направленность, основные идеи можно выразить тезисно:

  • главная цель системы охраны труда – сохранение жизни и здоровья каждого работающего;
  • обязанности по соблюдению Закона об охране труда возложены не только на работодателя, но и на каждого работника;
  • контроль за соблюдением положений по ОТ возложены на государственные органы;
  • каждый работающий в нашей стране имеет право на безопасный труд, охрану его здоровья и жизни, а также получение компенсации в ситуации, если в связи с трудовой деятельностью утратил работоспособность или получил ущерб здоровью;
  • все мероприятия по охране труда – это часть единой государственной системы.

Государственная политика по ОТ (ст.210)

К основным факторам государственной политики по ОТ относятся следующие моменты:

  • приоритетное направление — сохранность здоровья и жизни работающих граждан;
  • принятие и внедрение в жизнь законов, правовых актов на федеральном и региональном уровне, улучшающих обстановку в области охраны труда;
  • регулирование государством ОТ;
  • федеральный контроль над соблюдением ТЗ и правовых актов, регулирующих нормы ОТ, которые включают в себя систему мероприятий, включающих в себя ревизию на предмет соблюдения установленных государством требований (ФЗ №242-ФЗ от 18.07.2011 года);
  • госэкспертиза созданных УТ;

Что относится, определяет охрану труда и ТБ (технику безопасности) на предприятии

Руководители в рамках охранной сферы ставят перед собой (или перед ответственным лицом) следующие задачи:

  • соблюдение безопасности при работе с электроприборами и ЛЭП, а именно – их исправность, изоляция, системы экстренного отключения при коротком замыкании и пр.;
  • создание условий для индивидуальной и общей защиты от пожара – специальная одежда, план эвакуации, средства тушения возгорания, проведение лекций по правилам поведения и пр.;
  • контроль за исправностью эксплуатируемого оборудования, своевременный ремонт и проверки;
  • соблюдение требований по санитарно-гигиенической обработке помещений общего пользования – туалетов и душевых, подсобок, раздевалок;
  • защита от повышенного шума (звукоизоляция), пыли, химикатов и иных воздействий на человека;
  • температурный контроль;
  • страховка при высотных и подземных работах.

Более подробный и конкретный перечень мероприятий необходимо разрабатывать в индивидуальном порядке в зависимости от рисков, связанных со спецификой производства.

С точки зрения организации, техника безопасности и охрана труда на предприятии или фабрике включает в себя несколько сфер:

  • Обучение (прочтение лекций, проверка знаний) всего персонала. Инструкции проводятся для всех звеньев сотрудников, а также для временно набранных рабочих.
  • Внимание к медицинскому состоянию. В этих целях проводятся плановые медосмотры, а также всегда на месте присутствует медик для оказания первой помощи. В эту категорию входит выдача путевок на отдых, надбавки за вредность и иные бонусы.
  • Контроль за обеспечением руководящими должностями всех средств технической и индивидуальной защиты и за соблюдением предписаний ТБ и ОТ сотрудниками.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *