Программы производственного экологического контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программы производственного экологического контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.

Основная информация об отчете по ПЭК

Наименование

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора (для объектов федерального надзора и контроля) или орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный экологический надзор (для объектов регионального надзора и контроля)

НПА

Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261

Срок сдачи

до 25 марта

Кто предоставляет

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС

    Как предоставляется
    • в бумажном виде (в т.ч. направлением отчета с приложениями почтой);
    • в электронном виде через ЛК природопользователя с использованием УКЭП/в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ

    Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды

    В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:

    • приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
    • национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
    • приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.

    Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.

    Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

    Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

    При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

    • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
    • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
    • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
    • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

    Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

    Кратное описание формы отчета ПЭК:

    Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

    Форма отчета по ПЭК состоит из следующих основных разделов (таблиц):

    1. 1. Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля.

      1.1. Общие сведения (краткая информация о предприятии).

    2. 1.2. Сведения о применяемых на объекте технологиях (для объектов I категории).
    3. 1.3. Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
    Читайте также:  Об уступке права требования по государственным и муниципальным контрактам
  • 2. Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.
      2.1. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график контроля стационарных источников выбросов.
  • 2.2. Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (соответствие фактических выбросов нормативам ПДВ).
  • 2.3. Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха.
  • 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (соответствие фактических концентраций в контрольных точках ПДК).
  • 3. Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных ресурсов.
      3.1. Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
  • 3.2. Сведения о результатах наблюдения за водными объектами) их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса (в фоновом и контрольном створах) (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты).
  • 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков.
  • 4. Результаты производственного контроля в области обращения с отходами.
      4.1. Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (указываются реквизиты письма и наименование органа, в который направлены результаты; заполняется только для объектов размещения отходов).

    Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

    1. Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
    2. Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
    3. Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.

    Программа ПЭК — требования ФЗ, приказа Мин.природы России от 28.02.2018 № 74

    Что самое важное надо знать о составлении программы ПЭК:

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

    пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

    На что обратить внимание в новом документе

    Структура разделов нового документа отличается от соответствующей ГОСТу. Например, в документ включён раздел, содержащий:

    • сведения о юридическом лице или ИП – организационно-правовая форма, адрес, ИНН, ОГРН, категория, адрес и код;
    • наименование органа, куда предоставляется отчетность по производственному контролю, а также сведения о должностных лицах или компаниях, составляющих такую отчетность.

    На должностных лиц, предоставляющих неверную отчётность или тем более намеренно искажающих ее, будут накладываться штрафы в размере до 6 тыс. руб. А саму компанию оштрафуют на сумму до 80 тыс. руб.

    В приказе расширено количество подаваемых сведений об источниках загрязнения, сбросах и выбросах, а также заборе и сбросе сточных вод. Имеется целый раздел, посвященный отходам – их образованию, утилизации и размещению, внесено много новых уточняющих позиций, не применявшихся ранее в ГОСТе Р 56061-2014.

    Например, приказом установлен срок 60 дней, в течение которого нужно доработать программу и принять меры, улучшающие экологическую обстановку. В действующем ГОСТе Р 56061-2014 такие сроки не существовали.

    Составленный отчет нужно будет предоставлять до 25 марта года, следующего за отчётным.

    Оформляется документ в 2 экземплярах, один из которых будет храниться на предприятии или у индивидуального предпринимателя, а второй – предоставляться в контролирующий орган, согласно степени опасности предприятия:

    • объекты I категории, а также II и III, контролируемые на федеральном уровне, сдают отчет в территориальные органы Росприроднадзора;
    • объекты II-III категории с региональным надзором буду сдавать отчетность в органы субъекта, занимающиеся вопросами экологического контроля.
    Читайте также:  Командировочное удостоверение 2023: для чего нужно и как правильно оформить

    Отправка будет проводиться с описью и уведомлением. Подписывает отчет руководитель или должностное лицо на основании доверенности. Индивидуальный предприниматель подписывает отчет лично.

    Отчётность можно будет сдавать в электронном виде с усиленной квалификационной подписью, а также путем сдачи в надзорный орган на магнитном носителе. Пока точная форма отчета еще не утверждена, но это будет сделано в ближайшее время.

    Технический отчет по обращению с отходами 2022-2023

    Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.

    Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.

    В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.

    В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета – ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

    Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347

    Декларация о воздействии на окружающую среду в 2023 году

    Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору – в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях – в органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.

    Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.

    Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:

    • Ключевые технологические процессы предприятия;

    • Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.

    Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.

    Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:

    • Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
    • Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
    • Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

    Таблица 4.1. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Таблица «Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» касается крайне ограниченной группы лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

    Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды установлен приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 6610.

    Результаты мониторинга оформляются в виде отчета, который составляется лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. При этом в отчете о ПЭК должна представляться информация о реквизитах письма, которым в уведомительном порядке направлены сведения о результатах мониторинга, а не информация о проделанной работе. Ну и зачем нужна территориальному органу Росприроднадзора информация о реквизитах письма, если к ним поступил сам отчет?! Включение таблицы 4.1 в отчет о ПЭК также не имеет смысла.

    Программа ПЭК 2020, 2020 г. Образец, комментарии по заполнению

    После получения тома ПДВ программу можно подкорректировать.Информацию для заполнения вышеперечисленных страниц вы берете из проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов.

    Если вы являетесь объектом малого, среднего предпринимательства, то обязанности разработки указанного проекта у вас не было, следовательно перечень отходов, код ФККО, класс опасности и количество отходов вы берете из отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (МСП).Следует сказать о нововведении с 01.01.2020 г.

    — обязанность по разработке проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов возникает только у предприятий 1 и 2 категории объекта негативного воздействия! Независимо от того, является предприятие малым, средним или крупным — если оно относится к 1 или 2 категории ОНВОС, с 01.01.2020 необходимо уже иметь проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение!

    Читайте также:  Транспортный налог в Ленинградской области

    В противном случае это нарушение по статье 8.2.

    Программа производственного экологического контроля 2020 – образец

    Важно помнить, что разрабатывать данный документ нужно по каждому объекту.

    Если объектам присвоена четвертая категория, сдавать отчетность по ПЭК не требуется. Предприятиям и ИП следует стремиться к тому, чтобы снизить категорию НВОС и освободить себя от проведения экологического контроля и подачи отчетов.

    При этом необходимо учитывать его категорию, применяемые технологии, особенности производства. Примерный перечень объектов для составления программы выглядит так:

    1. стационарные или мобильные источники ;
    2. системы очистки использованных вод, отходящих газов;
    3. цеха, участки, прочие источники образования промышленных отходов;
    4. склады, другие места хранения материалов, сырья, готовой продукции.

    Попробуйте совершенно бесплатно

    1. Готовые решения по действующему законодательству
    2. Возможность в экспертную поддержку
    3. Более 3 000 заполненных шаблонов

    Согласно , ППЭК подлежит пересмотру и корректировке, если в работе организации произошли перемены, приведшие к изменению перечня видов негативного воздействия на экологию, либо изменению масштабов этого воздействия.

    Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ред. от 03.07.2016]

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

    Почему следует обратиться к специалистам?

    Программа производственного экологического контроля является сложным в разработке продуктом, любые нарушения в процессе влекут за собой суровые меры воздействия — штрафы до 600 000 рублей или приостановку работы организации на срок до трёх месяцев.

    Сотрудники Института Экологии не один год занимаются созданием подобной документации для юридических лиц и выполняют её с соблюдением всех нормативных требований. Поэтому у наших заказчиков никогда не бывает проблем с проверяющими органами. В документах содержится информация:

    • об инвентаризации:
      • источников сбросов вредных веществ в окружающую среду и их источников;
      • источников загрязняющих выбросов в атмосферу и их источников;
      • отходов производства/потребления, а также их источников.
    • об испытательных лабораториях (собственных или сторонних), которые аккредитованы в соответствии с законодательством РФ;
    • об ответственных за ПЭК лицах (подразделениях);
    • о методах и периодичности выполнения мероприятий;
    • об участках, где отбираются пробы;
    • о методиках измерений.

    Программа разрабатывается отдельно для каждого источника вредных выбросов/сбросов в природную среду и подаётся в уведомительном порядке.

    Программа ПЭК (программа производственного экологического контроля)

    Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. [ст. 67, 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ред. от 03.07.2016]

    Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля предоставляется юридическими лицами и индивидуальными предприятиями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II и III категории ежегодно до 25 марта, следующего за отчетным.

    Вопросы по заполнению таблиц отчета по ПЭК

    Вопрос: При заполнении некоторых таблиц отчёта по ПЭК возникли вопросы:

    1) вносить ли вещества в таблицу 2.1., если у некоторых стоит периодичность 1 раз в 5 лет;

    2) в таблицу 2.3. вносить ли вещества, если их не замеряет лаборатория, а в план-графике они указаны и их периодичность 1 раз в квартал (нп., пропиональдегид);

    3) в таблице 2.4. откуда брать координаты и в каком виде их правильно вносить, а также кол-во полных месяцев и как периодичность прописывать, если по план-графику замеры ежеквартально стоят, а сделаны за 2 и 3 кварталы только? ПДК брать из проекта ПДВ? Если стоит ед-ца измерения мг/дм3 в протоколах по замерам воздуха СЗЗ, а в таблицах мг/м3, то как правильно перевести или какие использовать единицы измерения?


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *